На сколько могут задержать до выяснения обстоятельств

Что такое административный арест за нарушение ПДД

На сколько могут задержать до выяснения обстоятельств

Административный арест входит в перечень санкций КоАП РФ. Суть этого наказания заключается во временной изоляции нарушителя от общества. Отбывается арест в специализированных учреждениях МВД, а срок наказания определяется постановлением суда. В статье разберем, когда и за что могут посадить под арест при нарушении ПДД, в чем заключается порядок назначения такого наказания.

Что такое административный арест и когда он применяется

По КоАП РФ назначается наказание за административные проступки, в том числе в сфере дорожного движения. Цель ареста заключается в изоляции нарушителя в специализированном учреждении, запрете на общение с другими лицами, в том числе по телефону или через интернет. 

Вот основные нюансы, связанные с применением указанной санкции:

  • арестовать нарушителя ПДД можно только в случае, если такая мера воздействия прямо указана в статье КоАП РФ;
  • административный арест это прерогатива суда, так как другие органы и должностные лица не могут назначить такое наказание;
  • сотрудники ГИБДД могут задержать нарушителя до выяснения его личности или для пресечения дальнейших нарушений, однако это не является арестом.

Арест может выступать отдельным и самостоятельным наказанием. Однако чаще всего он применяется как альтернатива другим мерам воздействия.

Например, при неоплате штрафа ГИБДД в срок до 60 дней с водителя могут взыскать еще один штраф в двойном размере, либо посадить его под арест.

Выбирать между санкциями, если это допускает статья КоАП РФ, будет суд. Подробнее об этих моментах расскажем ниже.

За повторное нарушение ПДД может наступать уголовная ответственность.

По УК РФ наказанием является не арест, а лишение свободы. Например, это допускается по ст. 264.1 УК РФ, если в течение года после отбытия ареста или другого административного наказания водитель вновь нарушит ПДД.

Когда могут применить арест за нарушение ПДД

Основным видом наказания за нарушение ПДД является штраф. Он может применяться как самостоятельная санкция, либо наряду с лишением прав. Арест водителя, нарушившего правила движения, применяется только в исключительных случаях. 

Вот несколько составов КоАП РФ, когда суд может вынести постановление с арестом:

  • если автомобилем управляло лицо, ранее лишенное прав – по ст. 12.7 КоАП РФ арест является альтернативой штрафу или обязательным работам;
  • вождение в состоянии опьянения (от алкоголя или психотропных веществ), если у нарушителя нет прав, либо он уже лишен их – по ч. 3 ст. 12.8 КоАП это основное наказание, а штраф назначат только гражданам, которых нельзя арестовать;
  • отказ нарушителя пройти медосвидетельствование, если он управлял машиной без прав или после лишения – в данном случае действует ст. 12.26 КоАП РФ, а штраф получит лица, которых не могут арестовать;
  • если водитель покинул место ДТП без уважительных причин – по ст. 12.27 КоАП РФ к нарушителю могут применить арест или лишение прав;
  • отказ подчиниться законному требованию сотрудника ГИБДД – арест предусматривает ст. 19.3 КоАП, однако она напрямую не связана с нарушением ПДД;
  • несвоевременная или неполная оплата штрафа ГИБДД в течение 60 дней – по ст. 20.25 КоАП могут арестовать, назначить штраф в двойном размере, либо направить на обязательные работы.

В других статьях КоАП РФ, по которым наказывают нарушителей ПДД, арест не входит в перечень санкций. Это важно, так как судья обязан строго руководствоваться положениями Кодекса. Если арест не предусмотрен статьей, назначить такое наказание нельзя.

Может сложиться ситуация, когда в действиях нарушителя ПДД будут установлены сразу несколько составов КоАП РФ с арестом. Например, водитель без прав может покинуть место ДТП, что повлечет санкции по ст. ст. 12.7 и 12.27 КоАП РФ.

В таком случае судья может назначить арест только в пределах 15 суток (это максимально допустимый срок). Также возможен вариант, когда по одной статье водителя арестуют на 15 суток (по 12.27), а штраф взыщут по ст. 12.7 КоАП РФ.

Как выбирается наказание, если в статье несколько санкций

Как указано выше, в некоторых статьях КоАП РФ могут одновременно указываться несколько мер воздействия – лишение прав, обязательные работы, штраф или арест. Выбор между видами санкций будет делать суд.

К некоторым категориям нарушителей арест изначально применить нельзя, поэтому им будет назначен штраф, лишение прав или обязательные работы.

Также судья обязательно оценит общественную опасность нарушения ПДД, необходимость и целесообразность временной изоляции от общества.

Порядок наложения наказания в виде ареста

Основанием для ареста за нарушение ПДД является протокол, составленный сотрудниками ГИБДД. Если нарушение выявлено камерами фото- или видеофиксации, указанная мера воздействия не применяется. 

В статье представлена базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

https://www.youtube.com/watch?v=SS9_VQXudDY

Процесс привлечения к ответственности заключается в следующем:

  • выявляется или пресекается факт нарушения ПДД (например, при остановке автомобиля на дороге);
  • составляется протокол с описанием состава правонарушения, статьи КоАП РФ;
  • если у водителя нет при себе документов, его могут задержать для установления личности (рассмотреть дело в отношении задержанного судья обязан в течение 48 часов, а весь срок задержания зачтут в арест);
  • административный материал направляется для рассмотрения в суд (нарушитель о месте и времени заседания при подписании протокола, либо по отдельному извещению);
  • при рассмотрении дела суд определяет, допускает ли арест в отношении нарушителя, либо выбирает другую меру воздействия;
  • если суд выносит постановление и приговаривает нарушителя к аресту, сотрудники МВД помещают его в спецучреждение;
  • по окончания срока ареста нарушитель освобождается, однако еще год будет считаться привлеченным к ответственности (это будет важно для установления повторности нарушений ПДД).

Во многих случаях привлечение к ответственности происходит еще проще. Если статья КоАП РФ допускает арест, дело могут рассмотреть в период задержания гражданина.

Для этого работают дежурные судьи, которые могут незамедлительно рассмотреть протокол и материалы о нарушении.

Если водитель отпущен с места ДТП или правонарушения, для исполнения ареста его принудительно доставят в суд сотрудники МВД.

Если водителя задерживают после ДТП или при остановке на дороге, срок ограничения свободы не может превышать 48 часов.

За это время административный материал обязан рассмотреть суд, либо нарушителя отпустят. Как указывалось выше, срок задержания полностью зачтут в период ареста.

Постановление об аресте можно обжаловать. Если вердикт суда вступит в силу, для исполнения ареста нарушитель помещается в спецучреждение МВД. Арестованных содержат отдельно от обвиняемых и осужденных по уголовным делам. Режим изоляции при аресте существенно легче, чем при исполнении наказания в виде лишения свободы по УК РФ.

На сколько могут арестовать

В статьях КоАП РФ указывается максимально допустимый срок ареста – до 15 суток. Следовательно, судья может назначить любое количество дней в пределах 15 суток. В большинстве случаев выносится постановление на арест на 15 суток, т.е. на максимально возможный срок. После отбытия наказания судья или сотрудники МВД не могут произвольно продлевать срок ареста.

Можно ли обжаловать арест и как это сделать

Любое административное наказание можно обжаловать. На это дается 10 дней, причем срок начнет течь с момента вручения нарушителю копии постановления. Если нарушитель присутствовал при оглашении постановления, копию судебного акта ему вручат немедленно. Поэтому с подготовкой жалобы нужно уложиться строго в 10 дней, а восстановить этот срок можно только по уважительным причинам.

Решать, стоит ли обжаловать постановление суда об аресте, нужно с учетом обстоятельств нарушения ПДД, представленных доказательств.

Практика показывает, что обжалование дает положительный результат только в единичных случаях. Хорошие шансы на отмену постановления есть, если сотрудник ГИБДД нарушил процессуальные нормы.

Например, если при задержании на месте был неправильно составлен протокол, либо нарушителя лишат права на защиту.

Кого не могут арестовать

В КоАП РФ указан перечень лиц, которые не подпадают под административный арест по своему статусу или по иным основаниям. 

Нельзя применить арест на любой срок:

  • к беременным женщинам, если факт беременности подтверждается справкой женской консультации;
  • к военнослужащим (они могут понести дисциплинарное наказание по уставам ВС РФ);
  • к женщинам, имеющим детей до 14 лет;
  • к несовершеннолетним детям (до 18 лет);
  • к инвалидам I или II группы;
  • к сотрудникам со спецзваниями силовых и правоохранительных ведомств (Росгвардия, ФСБ, ФСИН и т.д.).

Подтвердить одно из перечисленных оснований нужно документами. Например, для инвалидов это будет справка МСЭ. Для несовершеннолетних детей это будет паспорт или свидетельство о рождении.

Если гражданина не могут посадить под арест, судья обязан выбрать другой вид наказания (например, штраф, обязательные работы). При наличии уважительных причин допускается временное отложение ареста на срок до 7 дней.

К таким случаям закон относит заболевание, подтвержденное заключением медиков, исключительные обстоятельства личного характера. Судья рассматривает ходатайство о приостановлении ареста сразу при вынесении постановления, либо по отдельному заявлению.

Когда основания для приостановления будут устранены, исполнение ареста продолжится по общим правилам.

15 суток ареста за административное правонарушение.Где сидят 15 суток. Административный арест Административный арест за нарушение ПДД.

Источник: https://niavto.ru/shtrafy/administrativnyj-arest-za-narushenie-pdd/

Статья 27.5 КОАП РФ. Сроки административного задержания

На сколько могут задержать до выяснения обстоятельств

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления.

При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.

2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

См. все связанные документы >>>

Комментируемой ст. 27.5 КоАП РФ установлены сроки административного задержания.

1 – 3. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) срок административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г.

“По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года “О правовом положении иностранных граждан в СССР” в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура” отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание.

Специальный срок административного задержания применяется в следующих случаях:

– в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

– в случае возбуждения производства по делу:

1) об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

2) административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

3) нарушении таможенных правил;

4) административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Применительно к последнему основанию имеет место правовая неопределенность. В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к определенным категориям лиц (беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет; лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, и др.).

Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Возникает вопрос: если, например, возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест в отношении лица, к которому этот арест не может быть применен, может ли такое лицо быть задержано на срок до 48 часов? То же можно сказать и о возбуждении дела об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации.

Надо сказать, что этот вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

ПРИМЕР.

В своем заявлении гражданка С.В. Ветлицкая оспаривала конституционность ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Как следует из представленных материалов, 26 февраля 2014 года в отношении С.В.

Ветлицкой, имеющей ребенка 2008 года рождения, должностным лицом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Курску с целью пресечения административного правонарушения и рассмотрения соответствующего дела была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.27 “Мелкое хищение” КоАП РФ, в виде административного задержания на срок до 48 часов.

Определением мирового судьи судебного участка N 8 судебного района Центрального округа города Курска от 27 февраля 2014 года протокол об административном правонарушении, составленный по факту указанного деяния, возвращен должностному лицу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Курску, а 27 мая 2014 года данным должностным лицом производство по делу было прекращено в связи с истечением срока привлечения С.В. Ветлицкой к административной ответственности.

Решением Ленинского районного суда города Курска от 27 июня 2014 года требование С.В.

Ветлицкой о признании ее административного задержания незаконным было удовлетворено, однако Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 24 сентября 2014 года это судебное решение отменено и в удовлетворении требований заявительницы отказано.

Как указал суд, неоднократное составление в отношении С.В. Ветлицкой протоколов об административном правонарушении (шесть протоколов), предусмотренном ст. 7.

27 КоАП РФ, и наличие в санкции данной нормы наказания в виде административного ареста указывают на законность ее задержания для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Суд также отметил, что вопрос об определении конкретного вида наказания заявительницы подлежит разрешению мировым судьей, а не должностным лицом на стадии составления протокола и применения мер обеспечения производства по делу. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации ей также было отказано.

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение ввиду своей неопределенности не исключает возможность административного задержания на срок до 48 часов женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, что противоречит ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации.

В данном случае Конституционный Суд Российской Федерации указал, что сама по себе возможность назначения административного ареста еще не является достаточным основанием для применения административного задержания на срок свыше трех часов.

При этом, по мнению суда, должностные лица, уполномоченные осуществлять административное задержание, должны учитывать, что КоАП РФ запрещает применять административный арест к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II группы, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).

Соответственно, при наличии достоверных сведений о том, что лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест, относится к той или иной из указанных категорий граждан, уполномоченные должностные лица должны исходить из того, что в случае применения к этому лицу административного задержания его срок не должен превышать трех часов.

На этой основе Конституционный Суд определил, что оспариваемая заявительницей ч. 3 ст. 27.

5 КоАП РФ, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования и с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте (Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2738-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ветлицкой Светланы Васильевны на нарушение ее конституционных прав ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ”).

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации фактически позволил законодателю сохранить в комментируемой части имеющую место неопределенность, в то же время косвенно рекомендовав правоприменителям не допускать административного задержания лиц, указанных в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, на срок более 3 часов.

Согласно позиции того же Конституционного Суда Российской Федерации административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу (п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П “По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова”).

4. В отличие от уголовно-процессуального законодательства, которое оперирует понятием “момент фактического задержания”, срок административного задержания лица исчисляется по общему правилу с момента его доставления. Таким образом, общие сроки фактического ограничения свободы лица, задержанного в административном порядке, могут превышать установленные ч. 1 комментируемой статьи.

Для лица, находящегося в состоянии опьянения, сроки административного задержания исчисляются со времени его вытрезвления.

С учетом того что понятие “вытрезвление” является не юридической, а медицинской категорией и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона до принятия Федерального закона от 29.12.2017 N 456-ФЗ создавала почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления.

Источник: https://RuLaws.ru/koap/Razdel-IV/Glava-27/Statya-27.5/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.