Начальнику какого подразделения сотрудник полиции должен предоставить

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мы разберемся в правовом моменте, а именно – на каком основании сотрудник полиции может (имеет законное право) запросить предоставить документы удостоверяющие личность, а в каких случаях – он делает это незаконно.

Какие документы являются “удостоверяющими личность” в РФ?

Первым делом, давайте разберемся, о каких документах идет речь, в контексте “подтверждающих личность” на территории РФ?

Это может быть:

  1. Паспорт гражданина РФ (имеется у всех граждан, достигших 14-летнего возраста и у тех, кто родился позже 1946 года)
  2. Военный билет (у военнослужащих, так как паспорт они сдают, когда идут служить)
  3. Временное удостоверение личности (если паспорт был ранее изъят, утерян, украден или был сдан на замену)
  4. Свидетельство о рождении (в основном, в контексте граждан, не достигших 14-ти летнего возраста и не имеющих паспорт)
  5. Служебное удостоверение (для сотрудников прокуратуры)
  6. Паспорт гражданина СССР 1974 года образца (разберу в отдельной теме все нюансы этой “тонкой” темы)
  7. Паспорт моряка (понятно для кого они выдаются)

Рекомендую к прочтению – Что будет, если продать банковскую карту “обнальщикам”

Получается, что загранпаспорт и водительские права – не являются документами удостоверяющими личность на территории РФ.

Загранпаспорт является документом только за территорией РФ.Касательно паспорта СССР – те, кому на момент распада СССР было уже 45 и более лет (родились до 1946 года) – имеют бессрочный паспорт гражданина СССР, который является действующим на территории РФ.Паспорт гражданина СССР 1974 года образца – действующий документ на территории РФ для удостоверения личности.

Документы, удостоверяющие личность мигранта на территории РФ

Для мигрантов, список документов регламентирован в ФЗ-115 статья 10:

  1. Паспорт, загранпаспорт или иной документ, выданный его государством, как удостоверяющий личность
  2. Вид на жительство
  3. Разрешение на временное проживание (временная регистрация)
  4. Иной документ в соответствии с международной договоренностью

Когда сотрудник полиции просит (или требует) “предоставить документы“, речь идет именно о данном перечне документов.

Тут тоже кроется небольшой “подводный камень“, обычно, требуют документы, когда действительно есть “законные основания” на это, а просят зачастую – для рядовой проверки.Отказ от исполнения законных требований СП – это уже нарушение закона, а отказ от “просьбы” – нет.

В случае “просьбы” вы можете поинтересоваться вопросом “На каком основании?” и попросить предоставить эти самые “основания“.

А теперь давайте разберемся – на каких основаниях полицейский имеет право (или не имеет) запросить у вас документ, подтверждающий личность гражданина РФ или мигранта (туриста).

Интересное чтиво – Как “мужик банк обхитрил” на 24 миллиона рублейЮный “гражданин РФ” с паспортом.

На каких основаниях полицейский имеет право запросить документы?

Начнем пожалуй, с законных причин, по ряду которых сотрудник полиции имеет законное право запросить у гражданина предъявление документа удостоверяющего личность.

Интересная статья – Законно ли изъятие паспорта?

Перечень таких полномочий перечислен в ФЗ “О полиции” в статье 13 ч.1 п.2.

Давайте перечислим эти пункты:

  1. Подозрение в свершении преступления (при наличии данных для оснований в подозрении свершения преступления)
  1. Подозрение лица, что оно находится в розыске (ориентировка)
  2. Есть повод для возбуждения административного правонарушения (поймали за руку, так сказать…)
  3. Иные случаи, предусмотренные законом (отсылка к 14 статье закона “О полиции”)

В 14 статье в основном указаны права полиции, при которых они имеют законное право задерживать человека.Касательно “проверки документов” – нас касаются только первые три пункта (конечно, если вы не свершаете откровенное преступление на глазах сотрудников полиции, то последующая процедура задержания возможно только после “установления личности” гражданина и наличия оснований, описанных в 14 статье ФЗ “О полиции”.).ФЗ “О полиции” статья 13 часть 2 – причины проверки документов.

Более того, на каждый из этих трёх пунктов, у сотрудников полиции должны быть основания.

Это очень важно. Вы в праве поинтересоваться “на основании чего” вас просят предоставить документы. Сотрудник полиции обязан в таком случае объяснить (и при необходимости доказать) основания к своему требованию, как к “законному“.

В противном случае – полицейский нарушает ваши Конституционные права (Статья 24 п.2 Конституции РФ).

Конституция РФ, статья 24 часть 2.

А так же не забываем про статью 5 пункт 7 в ФЗ “О полиции”:

ФЗ “О полиции” статья 5 пункт 7 – “Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом”.

То есть, мало того, что у сотрудника полиции должны быть законные основания, так он еще и обязан вас проинформировать об их законности и легитимности в соответствии с вашими Конституционными правами и ФЗ “О полиции” (предоставить доказательства или/и обоснования для подтверждения законности своего требования).

В противном случае, в зависимости от действий полицейского и тяжести их последствии, он может попасть под административную ответственность или уголовную статью – УК РФ 286 “Превышение должностных полномочий”.

Вывод

Любое требование сотрудника полиции о предъявлении документа удостоверяющего личность – должно быть подкреплено реальными основаниями, с которыми вас обязаны ознакомить.

Так же рекомендую статью – Что означает “прописка” в паспорте?

Рядовая проверка документов” – не является аргументом (основанием) для предъявления своих документов сотруднику полиции.

Если полицейские просят (или требуют) у вас “предъявить документы“, смело в ответ поинтересуйтесь: “На каком основании?“. Вы имеете законное право знать, на основании чего (с материалами и документами) вас просят предоставить ваши документы, идентифицирующие личность.

Если вы считаете, что СП нарушают ваши права – включайте видео и аудио съемку и не стесняйтесь звать прохожих (мало ли, во что может перерасти данная ситуация – а тут, свидетели происшествия).

Но так же, стоит понимать в какой стране мы живем. И реальность, зачастую, довольно далека от теории и законов России.

Хотя, ради справедливости, американские копы будут в такой ситуации действовать куда жестче, чем наши (вплоть до стрельбы на поражение), если посчитают, что с вами что-то не так и вы (даже потенциально) можете представлять для них угрозу (показалось).
Как непосредственно вести себя с сотрудниками полиции при такой ситуации – дело каждого, но необходимо знать и понимать свои права и обязанности, в общении с представителями власти.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mamin_sibiryak/prediavite-dokumenty-zakonno-li-trebovanie-sotrudnika-policii-5f2fc763e546a339432fa237

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

Начальнику какого подразделения сотрудник полиции должен предоставить

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N 70-АПУ16-4Приговор: По ст. 317 УК РФ за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.Определение ВС РФ: Приговор изменен, вводная часть приговора дополнена указанием об участии в деле адвоката.

Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” в обязанности Б.

как сотрудника полиции среди прочего входила также необходимость пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах и других общественных местах. В соответствии с п.

2 ч. 2 ст.

27 указанного Федерального закона, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии принять меры по спасению гражданина, предотвращению и пресечению преступления и административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.

2016 N 1729-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вагапова Ришата Ринатовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статьей 57 Федерального закона “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2016 N 70-КГ16-13Требование: Об оспаривании заключения по результатам служебной проверки, признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.

Обстоятельства: Истец был уволен со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, подтверждается заключением служебной проверки.

При этом порядок и сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения ответчиком соблюдены.

В ходе служебной проверки установлено, что Громов С.Н. совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования части 4 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ “О полиции”; подпункта “а” пункта 5 главы 2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377; пунктов 1, 3, 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.

N 342-ФЗ; пункта 2 раздела 1 и пункта 38 должностного регламента (должностной инструкции) оперуполномоченного отделения по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности и незаконным оборотом наркотиков отдела уголовного розыска ОМВД России по Надымскому району, утвержденного начальником ОМВД России по Надымскому району 26 июня 2014 г.

, что выразилось в фальсификации материалов оперативно-розыскной деятельности и создании видимости совершения гражданином Фартышевым А.В. преступления, вследствие чего последний незаконно был привлечен к уголовной ответственности и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2016 N 74-КГ15-145Требование: О восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Истица полагала, что ее увольнение из ОВД в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника ОВД, произведено незаконно, поскольку она не совершала указанные в приказе об увольнении проступки.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения истицей проступка, порочащего честь сотрудника ОВД, подтверждается заключением служебной проверки; увольнение произведено с соблюдением установленных законом требований; применение других мер ответственности в данном случае невозможно, так как закон не предоставляет права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение.

В ходе служебной проверки установлено, что Иванько Н.С. совершила проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нарушив требования пункта 1 части 1 статьи 12, пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, пункта 4 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ “О полиции”, подпункта “ж” пункта 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

(протокол N 21), подпункта “а” пункта 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г.

N 1377, что выразилось в недостойном поведении в быту в состоянии алкогольного опьянения, отказе от прохождения медицинского освидетельствования, сокрытии факта совершенного в отношении ее противоправного деяния и в поддержке связей с криминальным контингентом.

Решение Верховного Суда РФ от 27.10.2015 N АКПИ15-979

С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 23 Административного регламента в части, устанавливающей предписание сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем транспортного средства пункта 2.1.

1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее – Правила), ссылаясь на его противоречие статье 12.

3 ив целом главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), абзацу второму пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее – Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), пункту 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ “О полиции” (далее – Федеральный закон о полиции), статьям 12, 14 и 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принципу правовой определенности.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.

2016 N 1729-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вагапова Ришата Ринатовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статьей 57 Федерального закона “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Источник: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-07022011-n-3-fz-o/glava-6/statja-27/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.