Над ребенком издеваются в школе одноклассники

Содержание

Буллинг в школе: что делать, если ребенка обижают одноклассники — советы психолога

Над ребенком издеваются в школе одноклассники

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Часто встречается в школе, почти половина детей от 11 до 15 лет (44%) подвергаются буллингу.

Оксана Демура, детский психолог, практикующий гештальт-терапевт рассказала, как справиться с травлей ребенка в школе и не допустить ее повторения. 

Все ли дети могут стать объектом буллинга, или есть какая-то группа риска?

Вопрос буллинга – это вопрос, тесно связанный с самооценкой, самореализаций, самоощущением себя в коллективе.

Все это относится ко внутреннему миру и состоянию. Если вы как родители видите, что ребенка переполняют страхи и неуверенность, несамостоятельность, тогда стоит поработать с ним в этом ключе или воспользоваться консультацией психолога, если вы сами не в силах помочь ребенку осознать свои чувства и обрести уверенность. 

Как понять, что ребенка в школе травят, если он сам не говорит?

Чтобы узнать, что происходит с ребенком в школе, можно для начала просто спрашивать. Есть очень распространенные вопросы: «Что вы сегодня делали?», «Тебя никто не обижает?» – но, как показывает практика, такие вопросы часто получают стандартный ответы, и не дают ребенку возможности рассказать о своих переживаниях.

Интересуйся сферой чувств ребенка, спроси, например:

Тебе нравится твой класс?

У тебя удобное учебное место?

Как ты себя чувствуешь во время урока?

Тебе интересно?

Расскажи про своих одноклассников: с кем тебе легко общаться, а с кем есть трудности?

Это даст возможность ребенку понять про искренность твоего интереса, почувствовав достаточно безопасности в вашем присутствии он легче откроется. Не забывай, что родители — это главная и основная поддержка для ребенка в его учебном процессе.

Стоит ли вмешиваться в конфликт родителям?

Если родители выявляют такую проблему в своей семье и с их ребенком в первую очередь нужно поговорить с ребенком. Поинтересоваться: что по его мнению стало причиной такого отношения  к нему. Как помочь ему научиться себя защищать и отстаивать, научиться чувствовать свои границы и не давать проламывать их другим.

Не стоит недооценивать роль папы в воспитательном процессе, или процессе становления личности ребенка.

Конечно важно поговорить с учителем или классным руководителем, обратиться за помощью к психологу, попросить о работе с классом, о воспитании базовых навыков толерантности и ненасилия.

Помимо этого, важно решить возникший конфликт в классе между конфликтующими сторонами, возможно с участием родителей (если конфликт острый). Это нужно для того чтоб восстановить право каждого выражать себя в классе и не быть угнетенным при этом.

Как заранее обезопасить ребенка от буллинга или не дать этому повториться?

Если ребенок чувствует достаточную поддержку в семье, с легкостью опирается на родителей в сложной ситуации, получает от родных достаточно таких потребностей как признание и принятие его таким как он есть, понимает честно про свою успешность в школе.

Если родители или школьный психолог (классный руководитель)  помогли детям решить конфликт, то скорее всего, буллинг больше не повториться. Преследователь и жертва даже могут стать друзьями. 

Что делать, если ребенок и сам — хулиган?

Ребенок который хулиганит в школе, скорее всего, имеет затруднения в сфере выражения злости и агрессии. Очень часто это единственный способ для такого ребенка легализоваться в обществе сверстников. 

Родителям таких детей очень важно научиться принимать их в состоянии агрессии, злости, ярости.

Важно сделать это чувство легитимным и признать что оно существует. Важно сообщать ребенку: «Ты злишься. Что вызывает у тебя нетерпение и злость? Как я могу тебе помочь?» — называя чувства своими именами, ты помогаешь ребенку понять что с ним происходит, что он переживает.

Ребенок может не понимать что именно его раздражает, что он наносит вред окружающим, причиняет боль. Родителям важно озвучивать и называть эти процессы, помогая ребенку разобраться что с ним. 

В таких ситуациях стандартные фразы:

Не злись

Не кричи

Это не красиво

Что про тебя подумают

Мне стыдно за тебя.

Ты позоришь всю нашу семью

Лучше забыть о них — они заставляют ребенка сомневаться в том принят ли он, любим ли он родителями, выдерживают ли его в семье, а это только приумножает злость и агрессию.

Пусть новый учебный год будет дружным и приятным!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5977b015256d5c29de8b1830/bulling-v-shkole-chto-delat-esli-rebenka-obijaiut-odnoklassniki--sovety-psihologa-59a86fe0fd96b1ac60d70cb0

Моббинг в школе. Что делать, если над ребенком издеваются одноклассники?

Над ребенком издеваются в школе одноклассники

ВОПРОС:

Здравствуйте. Мой сын, ему 14 лет, скромный и застенчивый ребенок, не такой, как все. В школе его не принимают, смеются и даже издеваются над ним. У него нет друзей. Как помочь сыну не чувствовать себя лишним в коллективе? Можно ли научить его правильно общаться? Что могу сделать лично я, чтобы избежать травли?

Ольга Анатольевна.

ОТВЕТ:

Здравствуйте, Ольга Анатольевна.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают, как это изменить.

Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше – их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Видимо, именно в такую ситуацию и попал ваш сын.

Психологическое давление одноклассников при помощи насмешек, придирок, бойкота, травли и других издевательств на современном языке часто называют МОББИНГОМ.

Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. ( Wikipedia®). 

Касательно школы можно сказать, что моббинг – это долговременные издевательства одноклассника или группы детей. Издевательства не обязательно носят характер физического насилия. В средних учебных заведениях чаще всего моббинг происходит психологически: обидными словами, жестоким высмеиванием, бойкотами.

Чтобы такая унизительная ситуация в школе не возникла, подросток, безусловно, должен достаточно рано научиться сам разбираться в сложных ситуациях и уметь отстаивать свою точку зрения, защищать свои интересы. Этому его и должны научить в семье.

Если же собственных сил или знаний не хватает, нужно обратиться к психологу. Но это не значит, что вы, как родитель, не должны вмешиваться в сложившуюся ситуацию, так как моббинг не проходит сам по себе, тем более в группе школьников.

Жертва издевательств вынуждена подчиняться сильнейшей стороне.

При этом в жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Как вы и пишете в своем обращении – он не такой, как все. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Например:

– ребенок с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.);

– страдающий каким-то заболеванием;

– тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;

– неопрятно одетый;

– часто пропускающий занятия;

– неуспешный в учебе;

– слишком опекаемый родителями;

– не умеющий общаться.

По нашим наблюдениям, отвергаемые дети могут отличаться как невысокой самооценкой, так и завышенной. Понаблюдайте за сыном, возможно, он оценивает себя неадекватно высоко по каким-то параметрам и предполагает, что окружающие его просто недооценивают.

Если это так, то ваш сын может отрицать собственную ответственность, не испытывать чувства вины за происходящее и выказывать высокую степень защитной агрессии, при этом не пытаясь найти выход из ситуации.

Такой подход еще больше усугубляет положение подростка в коллективе.

Как помочь ребенку? 

Конечно, для вас он всегда будет самым лучшим. Но для его же блага, вам надо посмотреть на него со стороны, обнаружить и постараться устранить все недостатки, мешающие ему наладить отношения со сверстниками.

1. Если у вашего ребенка плохая физическая форма или есть лишний вес — запишите его в спортивную секцию. Для детей обоих полов идеальны занятия плаванием (если нет противопоказаний).

Для мальчиков — занятия футболом, хоккеем, фитнесом или восточными единоборствами. Будет лучше, если ребенок увлечется не только упражнениями, но и историей спорта, будет болеть за любимую команду и т.д.

Общие интересы очень сближают детей. 

2. При наличии проблем с речью ребенку нужно организовать занятия у логопеда. Он исправит нарушения звукопроизношения в любом возрасте. А заниматься риторикой и культурой речи можно даже дома по учебникам, что позволит четко и красиво выражать свои мысли, а не бубнить себе под нос.

3. Если подростка дразнят за неопрятный вид или немодную одежду, постарайтесь выделить из семейного бюджета деньги на покупку пары новых костюмов или красивого рюкзака. Следите за внешностью ребенка, регулярно водите его в парикмахерскую и заставляйте соблюдать личную гигиену. 

4. Повысить общую успеваемость в школе помогут занятия с репетиторами.

5. Учите сына видеть и ценить свои достоинства и ставить их выше недостатков.

6. Для того, чтобы приобрести авторитет среди сверстников и завести друзей, необходимо владеть навыками общения – устанавливать контакт, находить общие интересы, отстаивать свою точку зрения.

Для этого потренируйтесь дома по-разному приветствовать друг друга, вести общие разговоры, интересные для вас обоих, поспорить о чем-то.

Пусть сын сам находит то, что вам может быть интересно и дайте ему возможность проявить стойкость в споре и выиграть спор, применяя конкретную аргументацию.

Безусловно, навыки общения нарабатываются только в процессе самого общения. И желательно в кругу таких же подростков, как и ваш сын. Поэтому еще одной вашей задачей может быть поиск тренинговых групп, в которых может поучаствовать ваш ребенок.

7.

Важно научить подростка не только ждать помощи и отдачи, каких-то действий от других детей (“пусть они, наконец, перестанут меня преследовать и издеваться”), но и уметь самому предлагать свою посильную помощь, действовать самому на пути решения проблемы. Однако будьте осторожны в этом вопросе – учите также не давать «садиться себе на шею» тем, кому помогаешь. Умение сказать твердое НЕТ пригодится и школьнику, и взрослому.

8. Помогите ребенку найти какое-то увлечение. Любознательных, увлеченных ребят уважают, с ними считаются, к ним прислушиваются.

9. Угрюмый вид еще никому не помогал обрести друзей. Поэтому поощряйте в сыне доброжелательность, активность и создавайте в своей семье хорошее настроение.

10. И напоследок – о самом важном. «Все, что делает сын – это все материнские всходы.» Помните об этом. Будьте примером своему ребенку.

Ведь если вы сами не умеете общаться, то как же научится этому ваш сын? При этом не старайтесь слишком опекать подростка, если вы сильная волевая личность. Давайте сыну больше самостоятельности, будьте для него другом и наставником, поддерживайте, поощряйте.

Если же вам самой не хватает уверенности в себе, учитесь вместе с сыном! Это еще увлекательнее, и поможет вам стать ближе друг к другу в этот нелегкий период переходного возраста.

Постоянно хвалите сына, давайте почувствовать веру в свои силы, учите постоять за себя. Тогда он вырастет достойной, сильной личностью!

Психолог.

“,”author”:”Автор: Центр Преображение”,”date_published”:”2020-11-21T09:53:00.000Z”,”lead_image_url”:”http://4.bp.blogspot.com/-C24FFQjCoCI/Vf-2oI0oXDI/AAAAAAAAAUk/JlOG62IyhDw/w1200-h630-p-k-no-nu/mobbing-1.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://voprospsihologu.blogspot.com/2015/09/blog-post_21.html”,”domain”:”voprospsihologu.blogspot.com”,”excerpt”:”ВОПРОС: Здравствуйте. Мой сын, ему 14 лет, скромный и застенчивый ребенок, не такой, как все. В школе его не принимают, смеются и даже и…”,”word_count”:966,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://voprospsihologu.blogspot.com/2015/09/blog-post_21.html

Синдром изгоя: что делать, если над ребенком издеваются в школе

Над ребенком издеваются в школе одноклассники

В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.

По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить.

Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария)

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве.

Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн.

Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка.

Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика.

Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато» (Максим)

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им.

 Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка.

Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег)

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов.

В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса.

Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя.

Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения.

А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей.

А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина).

Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь – слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Что делать

Анжелика Василевская, TUT.BY

Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет.

В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза.

Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской. Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света)

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту.

А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится.

Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

Источник: https://news.tut.by/society/524870.html

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Над ребенком издеваются в школе одноклассники

Насмешки и издевки одноклассников вполне заурядное, хотя не сказать, что нормальное явление. Одно дело, когда подтрунивание происходит изредка, в шутливой форме и ребенок при этом не ощущает дискомфорта. Хотя о последнем точно может знать только сам школьник.

Куда хуже, если издевки и насмешки переходят в издевательства, систематические оскорбления и даже физическое воздействие, а ребенок просто становится объектом травли. Причем причин такому поведению одноклассников и сверстников вообще может быть масса: «он бедно одевается, у него нет модных гаджетов, его родители не состоятельны, он не посещает школьные вечеринки» и так далее.

Для многих взрослых, в том числе и для педагогов такое положение вещей зачастую не является чем-то таким, на что нужно было бы обратить серьезное внимание. Но, давайте посмотрим на некоторые итоги такого школьного обращения:

  • Дорогомиловская школа, февраль 2019 года – драка между школьницами закончилась тем, что две из них были госпитализированы с закрытой травмой живота, еще одна с сотрясением головного мозга и черепно-мозговой травмой. Дети учатся только в третьем классе.
  • Москва, ноябрь 2018 года – 15-летнего школьника жестоко избили 3 сверстника, и засняли все на видео.
  • Подмосковье, школа в Ивантеевке, 2017 год – школьник из пневматического оружия открыл стрельбу по одноклассникам. Пострадали 4 ученика и учительница.

Это самая малая часть случаев, которые происходят в учебных заведениях.

Возможно, не везде причиной грубого поведения школьников становится их травля сверстниками, но зачастую именно психологическая травма приводит к столь ужасающим последствиям.

А ведь предотвратить все это можно взрослым – родителям, которые будут внимательно относится к своему ребенку и учителям, которые добросовестно будут выполнять свои обязанности.

Что делать, если ребенка обижают в школе, какова ответственность несовершеннолетних за издевательства и как не допустить трагического развития событий – об этом далее и поговорим.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

  • Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
  • Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
  • Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.

В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.

Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Такую проблему нельзя игнорировать, даже если по мнению взрослого, происходят безобидные вещи. В первую очередь нужно попытаться поговорить с ребенком «по душам». Возможно, понадобится консультация детского психолога.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Далее нужно начинать предпринимать меры:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:

Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем иск в суд.

Не лишним будет в таких ситуациях перевести ребенка в другую школу.

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/stop-bulling-chto-delat-esli-rebenka-oskorblyayut-v-shkole/

Проблемы в школе: ребенка травят и унижают. Советы детского психолога ⇒ Блог Ярослава Самойлова

Над ребенком издеваются в школе одноклассники

Ни один ребенок не заслуживает того, чтобы его отвергали. Тем не менее, практически в каждом классе есть тот, кого заставляют вытирать доску и дежурить вне очереди, кому достаются все насмешки, издевки и пятерня из мела на спине в рамках “хорошего тона” в кругу одноклассников.

Вам не хочется, чтобы ваш ребенок стал изгоем, но вы не можете защитить  его вне дома — и не застрахованы от того, что однажды он может стать объектом школьной травли.

Почему ребенок становится изгоем?

Стив Джобс, Дж. К. Роулинг, Трейси Эмин, Джули Уолтерс и многие другие известные люди признались, что в школе чувствовали себя аутсайдерами: они подвергались насмешкам и не принадлежали ни к какой конкретной социальной группе.

На самом деле, огромное количество людей прошли через это, но лишь единицы сумели использовать свою уникальность.

Впрочем, когда ваш ребенок приходит домой в слезах, вопрос потенциала отходит на второй план.

Что делать, если над ребенком издеваются одноклассники?

Прежде всего, спокойно выслушайте ребенка, пускай он почувствует вашу любовь (часто изгоями становятся дети, которые чувствуют себя отвергнутыми в семье). Затем понаблюдайте за ним  в обществе: вполне возможно, он отталкивает друзей ошибками в социальном поведении, которые свойственны детям старше шести лет.

Примеры самых распространенных из них вы найдете ниже.

Безуспешные попытки быть смешным

Люди с хорошим чувством юмора пользуются успехом в любом коллективе, и дети схватывают это очень быстро. Но юмор требует тонкого ощущения ожиданий окружающих и  понимания того, как эти ожидания нарушать, не заходя слишком далеко и никого не обижая.

Когда попытки съюморить угловаты и неловки, они не смешные; они раздражают и “выбрасывают” ребенка из коллектива, делают из него агрессора или шута.

Что делать, если ребенок пытается рассмешить агрессоров?

Не все наделены естественным талантом ощущать тонкости юмора, но всем детям проще смешить, а не нравиться, тогда как последнее для социализации гораздо важнее. Вы можете провести с ребенком мозговой штурм возможных доброжелательных поступков по отношению к одноклассникам.

При необходимости предупредите своего ребенка о том, что отдавать другим детям свои деньги и вещи в качестве хорошего поступка нельзя — истинных друзей не купить.

Слепая зона эмпатии

Все совершают ошибки в обществе. Обычно это не имеет большого значения, пока мы видим социальные подсказки и чувствуем, когда нужно остановиться.

Дети, которые не привыкли обращать внимание на реакцию других, продолжают рассказывать историю после того, как слушатели потеряли интерес, или пинают стул одноклассника, хотя его попросили остановиться.

Разумеется, у сверстников это вызывает неприязнь и даже агрессию.

Научите ребенка понимать, когда «хватит»

Помогите ребенку распознавать сигналы «хватит» — вербальные и невербальные. Это можно сделать с психологом или самостоятельно. Всячески тренируйте и поощряйте умение ребенка различать настроение окружающих и их мотивы.

Во время просмотра мультфильма разбирайте простые этические ситуации, которые происходят между героями: “Почему Дюймовочка ушла?”, “Как думаешь, что сейчас чувствует Жук?”

Хвастовство детей как причина школьной травли

Нередко ребенок, чувствующий себя неуверенно, вырабатывает привычку хвастать, чтобы произвести впечатление на одноклассников. К сожалению, это не привлекает друзей, а отталкивает их, потому что любое хвастовство громко заявляет “я лучше вас!”.

Что делать, если изгоя травят за хвастовство?

Вместо того, чтобы демонстрировать свое превосходство, гораздо эффективнее попытаться найти с одноклассниками общий язык. Дети начинают дружить, когда делают что-то вместе.

Помогите ребенку организовать вечеринку: пускай он пригласит своих друзей и одноклассников, помогите ему в в организации.

Детей также «сближают» развлечения вне дома, на нейтральной территории, дети могут пойти на роллердром, картинг или в квест-комнату, главное — побольше активности и  через какое-то время ваш ребенок будет чувствовать себя принятым.

Ребенок не умеет постоять за себя

Если ребенок чем-то отличается от остальных — внешне, повадками, интересами, принадлежностью  к социальному кругу или манере одеваться, это не значит, что он станет изгоем. Но если при этом он неуверенный и зажатый, не умеет за себя постоять, то шансы стать объектом травли велики. 

Что делать, если ребенок не может себя защитить?

Разумеется, ребенок должен чувствовать, что он любим и вы поддержите его в любой ситуации — тем не менее, на этом этапе нужно научить ребенка защищать себя.

Хорошей идеей будет записать его на активный вид спорта или боевые искусства. В психологическом плане хорошо помогает “сказкотерапия” — вместе сочините историю о том, как слабый и обиженный персонаж придумал способ, как постоять за себя (совет персонажу должен дать ребенок, вы можете подвести его к ответу).

В целом нужен комплексный подход, включающий в себя поднятие самооценки и развитие внутренней уверенности. Родителям тоже нужно развиваться, узнавать новые подходы и методы воспитания детей. Цель программы FazaRosta: Высшее Родительское образование — соединить ценности, полученные вами в детстве, с теми, которые нужны ребенку в современном мире.

Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки?

Дайте ребенку понять, что отличаться — нормально. И даже хорошо!

Его сложности в общении происходят не от того, что он не такой, как все, а потому что он пока не полностью овладел наукой общения — а это можно выучить точно так же, как химию или английский язык.

Поддержите увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными

Не подталкивайте ребенка любой ценой вливаться в коллектив. Возможно, из-за этого ему придется пожертвовать любовью к любимому занятию (например, к книгам, если ребенка дразнят “ботаником”). Будучи уверенным и доброжелательным, ваш ребенок займет свое уютное место в коллективе вне зависимости от своих особенностей.

Если ребенок достаточно взрослый, научите его базовым приемам психологической защиты от нападений

Прежде всего, он должен дать понять обидчикам, что его мало задевают их слова и его счастье не зависит от того, что они о нем думают — чем меньше реакции покажет ребенок, тем скучнее будет на него нападать. Во многих случаях необходим разбор ситуации и применение конкретных техник.

Чего нельзя делать, если ваш ребенок подвергается травле:

  • Публично отчитывать обидчиков. В таком случае вашего ребенка будут считать ябедой, что осложнит ситуацию еще больше.

  • Воспитывать силу характера отчуждением: ребенок, который чувствует себя одиноким, имеет гораздо больше шансов стать изгоем, чем лидером.  

  • Обвинять. Даже если вы обнаружили, что проблемы связаны с поведением  вашего ребенка — непониманием неписаных правил, эмоциональной незрелостью, несоблюдением норм — фраза “ты сам виноват” будет неуместной. В этой ситуации стоит утешить ребенка и помочь ему научиться ладить с окружающими.

  • Учить ребенка решать проблемы кулаками.

    “А ты ему сдачи дай!” — простая, прямолинейная и часто провальная стратегия, которая едва ли поможет ребенку завести друзей, но создаст ему не лучшую репутацию в школе.

    Старайтесь учить ребенка быть гибким — в зависимости от ситуации выбирать вариант поведения: отшучиваться, предупреждать, угрожать, удерживать агрессора, уходить и так далее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом классе?

Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.

Ребенку требуется в среднем два месяца, чтобы адаптироваться к новому окружению и занять свое место в социуме. Если вы хотите помочь ребенку сделать этот процесс менее болезненным, или ваш ребенок уже подвергался травле в предыдущем коллективе, попробуйте сделать следующее:

  • Желательно менять школу в начале учебного года, когда процесс адаптации в той или иной степени проходят все учащиеся. Так ребенок быстрее вольется в коллектив, не разрывая его устоявшийся ритм.
  • Стремясь завоевать расположение окружающих, дети иногда проявляют себя слишком активно в новом окружении. Это не всегда работает, потому что лидеры не стремятся делить свое первенство и могут сделать потенциального конкурента изгоем.
  • Посоветуйте ребенку выбрать тактику “подводной лодки” — быть дружелюбным и спокойным на первых порах, наблюдая за происходящим. Со временем найдется возможность проявить себя.
  • Не нагнетайте напряжение. Если вы сами спокойно относитесь к переходу ребенка в новую школу и воспринимаете это событие весело и с предвкушением, у вашего ребенка не будет лишних поводов беспокоиться.
  • В старших классах одноклассники “меряются” техникой. Скорее всего, ваш ребенок захочет новый телефон или планшет. Все зависит от правил семьи, но подростку необходимы “понты” для самопринятия и идентификации себя в коллективе как своего — это особенность возраста.

Ребенку нужно чувствовать себя в стае, самосознание детей происходит через противопоставление себя другим. Только яркие индивидуалисты не нуждаются в групповой сплоченности, но даже они всегда рады найти единомышленников.

Это чувство усиливается, когда появляется возможность сплотиться против кого-то — участников травли буквально охватывает эйфория от осознания себя частью “крутой” команды, которая заодно и может всё.

Научите ребенка защищать не только себя!

Согласно исследованиям, в 85% случаев травли окружающие (как дети, так и взрослые) остаются безучастны, хотя для прекращения происходящего достаточно остановить обидчика.

Поэтому детей следует учить не только защите себя, но и других — ведь изгоем может стать каждый, кто вытянет короткую спичку социальной фортуны.  

Роман, детский психолог,
эксперт курса FazaRosta: Высшее родительское образование

Источник: https://yaroslav-samoylov.com/vospitanie-detej/problemy-v-shkole-rebenka-travyat-i-unizhayut-sovety-detskogo-psihologa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.