Наказание за преступления

Содержание

Виды уголовных наказаний

Наказание за преступления

Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, но для того, чтобы он не совершался впредь…
Л.А. Сенека

Наказание – закономерное следствие преступления. С точки зрения права, оно является формой реализации уголовной ответственности.

Уголовное наказание (далее по тексту УН) – основной институт уголовного права, отражающий сущность уголовной политики государства в целом.

Теоретическое обоснование эта категория получила ещё в древности, когда мыслители в своих философских концепциях стали акцентировать внимание на неотвратимости возмездия за совершённые злодеяния, с моральной точки зрения.

В более позднее время наказаниям была отведена утилитарная функция инструмента государственного устрашения, действие которого стало преследовать своей целью не только установление общественной справедливости, но и предотвращение рецидивов.

В России до XX века официальное понятие наказания отсутствовало в действующем законодательстве. Его закрепление в Своде законов произошло только в 1919 году.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и область: 

+7 (499) 288-21-76

Санкт-Петербург и область: 

+7 (812) 648-23-57

Остальные регионы: 

+8 (800) 550-59-06

Что такое уголовное наказание

Уголовный кодекс РФ даёт конкретную и исчерпывающую трактовку понятию УН как меры государственного принуждения, которая назначается судом.

Она применяется в отношении лица, чья вина была доказана в судебном порядке, и может выражаться в ограничении или лишении прав и/или свободы.

УН преследует 3 цели:

  • восстановление социальной справедливости;
  • исправление преступника;
  • предотвращение новых преступлений.

В этих целях и отражается его сущность.

Несмотря на то что в уголовно-правовой литературе исследователи наделяют УН различными значениями, смысл их неизменно сводится к одному: УН – прямое следствие совершенного преступления, реакция государства на неправомерные действия гражданина и кара за содеянное.

Система наказаний УК РФ

В ст. 44 УК РФ приводится полный перечень УН, в зависимости от степени тяжести, и их подробная классификация.

Система, предусмотренная российским законодательством, включает 12 категорий (по возрастающей):

  1. лишение права осуществлять определённую деятельность, а равно и занимать те или иные должностные места (как основное и дополнительное УН);
  2. лишение звания, чина или наград (как дополнительное УН);
  3. обязательные работы;
  4. исправительные работы;
  5. ограничения по военной службе;
  6. ограничение свободы;
  7. арест;
  8. содержание в дисциплинарной части военных лиц;
  9. временное лишение свободы;
  10. пожизненное лишение свободы;
  11. смертная казнь (с 1999 г. введён мораторий).

Виды наказаний в уголовном праве делятся на основные и дополнительные. В вышеприведённом перечне все УН, не имеющие отметок в скобках, относятся к группе основных. Они носят самостоятельный характер и не могут присоединяться к другим УН.

Дополнительные УН наделены вспомогательным характером и используются только в совокупности с основными, за исключением универсальных наказаний – штраф и запрет на определённую деятельность, которые могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных.

Здесь можно подробней узнать о процедуре оспаривания штрафа ГИБДД.

Органы власти, исполняющие уголовные наказания

В УИК РФ содержится не только закрепление всех видов УН, но и определение органов исполнительной власти, в компетенции которых находится их реализация.

Виды учреждений органов, исполняющих уголовные наказания, включают:

  • уголовно-исполнительную инспекцию;
  • исправительные учреждения;
  • дисциплинарные воинские части;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • суды.

Штрафами занимаются непосредственно судебные приставы.

https://www.youtube.com/watch?v=UjJhMUp5UuM

Лишение права на занятие определённой деятельностью устанавливается судом, а контроль над выполнением этого запрета осуществляет уголовно-исполнительная инспекция, дисциплинарная воинская часть, а также администрации тех организаций, в которых работал/собирается работать осуждённый.

Смотрите в этой статье, какие существуют виды дисциплинарных взысканий.

Лишение звания, чина или наград производит суд или должностное лицо, которое его присвоило, а также органы ВД (внутренних дел).

Если наряду со специальным званием на его обладателя распространялись определённые льготы, о факте лишения уведомляются соответствующие организации, предоставляющие их.

Обязательные и исправительные работы – прерогатива уголовно-исправительной инспекции.

Ограничения по военной службе входит в компетенцию непосредственного командования части, в которой служит осуждённый.

Ограничением свободы занимаются исправительные центры, а содержанием в дисциплинарной воинской части, соответственно, их руководство.

Арест гражданских лиц осуществляют арестные дома, а военнослужащих – руководство гауптвахт или иные гарнизонные отделения.

Лишение свободы относится к компетенции исправительных учреждений исходя из тяжести преступления.

Это могут быть поселения, воспитательные колонии и иные колонии разных типов режима (для пожизненного заключения – особо строгого), тюрьмы.

Сюда же можно отнести следственные изоляторы. Официально они не входят в группу исправительных учреждений, но в силу того факта, что они служат местом закрытого содержания подследственных, условно их можно отнести к таковым.

В теории смертная казнь должна осуществляться специальными учреждениями УИС.

Исправительные и обязательные работы за преступление

Исправительные работы – традиционная для отечественного законодательства мера, обретшая официальный статус в 1917 году.

Их главное отличие от обязательных работ состоит в том, что у лиц, привлеченных к их выполнению, в пользу государства удерживается 5–20% от заработной платы.

Основанием для такой меры служат преступления небольшой и средней тяжести.

Исправительные работы как вид уголовного наказания носят больше профилактический характер. Они считаются одним из наиболее «мягких» УН и могут устанавливаться сроком от 2 месяцев до 2 лет.

В случае уклонения предусмотрена возможность замены принудительными работами или заключением под стражу.

Обязательные работы были включены в отечественный УК РФ в 1960 году.

Их особенность заключается в заменяемости и возможности замещения.

  • Первое – предусматривает в случае уклонения заключение под стражу на срок, соответствующий неотработанному времени, или замену на работы принудительного характера.
  • Второе – в возможности замены этой мерой штрафа.

Обязательные работы как вид уголовного наказания распространяются на трудоустроенных и нетрудоустроенных лиц и предполагают осуществление трудовой деятельности в свободное от основной работы/учёбы время.

Тут можно узнать больше о порядке признания недееспособности человека.

Их принципиальным отличием от исправительных является бесплатность. Срок продолжительности 60–480 часов.

Этот вид носит больше психологический характер, поскольку обнаруживает явные карательные элементы: отсутствие оплаты труда, необходимость выполнения работ в обязательном порядке на установленной территории, социальное порицание и т. д.

Основанием для исправительных работ служат преступления небольшой тяжести, срок наказания за которые не больше 2 лет.

Штраф открывает перечень УН. Ст. 46 УК РФ определяет его как денежное взыскание, которые назначается в пределах, установленных законодательством.

Его смысл заключается в ущемлении имущественных интересов лица, чья вина относительно совершения того или иного преступления была доказана.

Штраф как вид уголовного наказания может носить как основной, так и дополнительный характер.

В первом случае он выступает в качестве смягчённого УН, замены не отбытого срока заключения или его отсрочки.

Он распространяется на преступления небольшой тяжести.

Второй случай преимущественно охватывает преступления, направленные на подрыв общественной безопасности, здоровье граждан, а также связанные с экономическими махинациями.

Размер штрафа может устанавливаться как в виде определённой суммы – до 1 000 000 р., так и заработной платы или прочего дохода осуждённого лица за период от 2 недель до 3 лет.

Ограничение свободы, как высшая мера наказания

Ограничение свободы как вид уголовного наказания в российском законодательстве появилось недавно.

По сути, эта мера пресечения имеет много общего с домашним арестом и условным осуждением.

Сходство с первым заключается в том, что оно предусматривает запрет для осуждённого лица на покидание определённой территории, посещение конкретных мест, расположенных на ней, смену жительства, невозможность осуществления ряда действий без согласия соответствующих органов и т. д.

Параллель со вторым даёт основание провести факт совпадения сроков и условий. Ограничение может осуществляться в период 2 месяцев – 4 лет за преступления небольшой и средней тяжести и носить характер основного УН.

В качестве дополнительного УН оно может продолжаться сроком 6 месяцев – 2 лет и сопровождаться принудительными работами.

В случае уклонения суд вправе подвергнуть осуждённого заключению под стражу.

В контексте УК РФ ограничение свободы является альтернативой тюремному заключению.

Уголовное право России прошло долгий путь развития и становления.

В конце XX века основной упор законодатель стал делать не на ужесточение мер пресечения, а, наоборот, на возможности их смягчения или замены.

Разумеется, это относится к категории преступлений небольшой и средней тяжести. Так, ограничение свободы, присутствовавшее ранее исключительно в зарубежной практике, нашло своё место и в доктрине отечественного права.

Реформирование и совершенствование механизма уголовно-правового регулирования – процесс непрерывный. Вполне возможно, что в скором времени в РФ он возьмёт курс на ещё большую либерализацию.

В чем разница между ограничением и лишением свободы?

Ограничение и лишение свободы являются самостоятельными видами уголовного наказания. Данные понятия сами за себя говорят: лишение свободы это полная изоляция от общества, ограничение свободы это не изоляция, а свобода, но с определенными ограничениями.

Лишение свободы протекает в колониях, тюрьмах, либо лечебных учреждениях исправительного характера.

Ограничение свободы отбывается в родных пенатах, без изоляции от общества, но с запретами, например, не покидать место жительства в конкретное время суток, не посещать какие-то места, массовые мероприятия и тп. Для контроля за отбыванием такого наказания, осужденные обязаны ежемесячно отмечаться в надзорном специализированном органе, а также им одевают электронный специальный браслет, отслеживающий их перемещение.

В России такое наказание как ограничение свободы, действует только с 2010 года. Лишение свободы известно еще в Древней Руси.

Лишение свободы назначается за более опасные и тяжкие преступления, поэтому максимальный срок 20 лет, 30 по совокупности приговоров. Есть еще пожизненное лишение, но это уже самостоятельный вид.

Ограничение свободы, наоборот, считается более мягким наказанием, поэтому максимальный срок от 2 до 4 лет, в зависимости от того, назначается как основной либо дополнительный вид наказания. А лишение свободы всегда является основным.

Источник: https://urist.one/dolzhnostnye-prestupleniya/izbieniya/vidy-ugolovnyh-nakazanij.html

Уголовный кодекс РФ – главы 1-15 – ст.1-104-3 • Справочник по законодательству «Наука, законодательство и право»

Наказание за преступления

1. Уголовное законодательство РоссийскойФедерации состоит из настоящего Кодекса. Новыезаконы, предусматривающие уголовнуюответственность, подлежат включению в настоящийКодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на КонституцииРоссийской Федерации и общепризнанных принципахи нормах международного права.

Статья 2. Задачи Уголовного кодексаРоссийской Федерации

1.

Задачами настоящего Кодекса являются: охранаправ и свобод человека и гражданина,собственности, общественного порядка иобщественной безопасности, окружающей среды,конституционного строя Российской Федерации отпреступных посягательств, обеспечение мира ибезопасности человечества, а такжепредупреждение преступлений.

2. Для осуществления этих задач настоящийКодекс устанавливает основание и принципыуголовной ответственности, определяет, какиеопасные для личности, общества или государствадеяния признаются преступлениями, иустанавливает виды наказаний и иные мерыуголовно – правового характера за совершениепреступлений.

Статья 3. Принцип законности

1.

Преступность деяния, а также его наказуемостьи иные уголовно-правовые последствияопределяются только настоящим Кодексом.

2. Применение уголовного закона по аналогии недопускается.

Статья 4. Принцип равенства гражданперед законом

Лица, совершившие преступления, равны передзаконом и подлежат уголовной ответственностинезависимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств.

Статья 5. Принцип вины

1.

Лицо подлежит уголовной ответственноститолько за те общественно опасные действия(бездействие) и наступившие общественно опасныепоследствия, в отношении которых установлена еговина.

2. Объективное вменение, то есть уголовнаяответственность за невиновное причинение вреда,не допускается.

Статья 6. Принцип справедливости

1.

Наказание и иные меры уголовно – правовогохарактера, применяемые к лицу, совершившемупреступление, должны быть справедливыми, то естьсоответствовать характеру и степениобщественной опасности преступления,обстоятельствам его совершения и личностивиновного.

2. Никто не может нести уголовнуюответственность дважды за одно и то жепреступление.

Статья 7. Принцип гуманизма

1.

Уголовное законодательство РоссийскойФедерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно – правовогохарактера, применяемые к лицу, совершившемупреступление, не могут иметь своей цельюпричинение физических страданий или унижениечеловеческого достоинства.

Статья 8. Основание уголовнойответственности

Основанием уголовной ответственности являетсясовершение деяния, содержащего все признакисостава преступления, предусмотренногонастоящим Кодексом.

Статья 9. Действие уголовного законаво времени

1.

Преступность и наказуемость деянияопределяются уголовным законом, действовавшимво время совершения этого деяния.

2. Временем совершения преступления признаетсявремя совершения общественно опасного действия(бездействия) независимо от времени наступленияпоследствий.

Статья 10. Обратная сила уголовногозакона

1.

Уголовный закон, устраняющий преступностьдеяния, смягчающий наказание или иным образомулучшающий положение лица, совершившегопреступление, имеет обратную силу, то естьраспространяется на лиц, совершившихсоответствующие деяния до вступления такогозакона в силу, в том числе на лиц, отбывающихнаказание или отбывших наказание, но имеющихсудимость. Уголовный закон, устанавливающийпреступность деяния, усиливающий наказание илииным образом ухудшающий положение лица, обратнойсилы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчаетнаказание за деяние, которое отбывается лицом, тоэто наказание подлежит сокращению в пределах,предусмотренных новым уголовным законом.

Статья 11. Действие уголовного законав отношении лиц, совершивших преступление натерритории Российской Федерации

1.

Лицо, совершившее преступление на территорииРоссийской Федерации, подлежит уголовнойответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределахтерриториального моря или воздушногопространства Российской Федерации, признаютсясовершенными на территории РоссийскойФедерации. Действие настоящего Кодексараспространяется также на преступления,совершенные на континентальном шельфе и висключительной экономической зоне РоссийскойФедерации. (в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N46-ФЗ)

3.

Лицо, совершившее преступление на судне,приписанном к порту Российской Федерации,находящемся в открытом водном или воздушномпространстве вне пределов Российской Федерации,подлежит уголовной ответственности понастоящему Кодексу, если иное не предусмотреномеждународным договором Российской Федерации.По настоящему Кодексу уголовную ответственностьнесет также лицо, совершившее преступление навоенном корабле или военном воздушном суднеРоссийской Федерации независимо от места ихнахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственностидипломатических представителей иностранныхгосударств и иных граждан, которые пользуютсяиммунитетом, в случае совершения этими лицамипреступления на территории Российской Федерацииразрешается в соответствии с нормамимеждународного права.

Статья 12. Действие уголовного законав отношении лиц, совершивших преступление внепределов Российской Федерации

1.

Граждане Российской Федерации и постояннопроживающие в Российской Федерации лица безгражданства, совершившие вне пределовРоссийской Федерации преступление противинтересов, охраняемых настоящим Кодексом,подлежат уголовной ответственности всоответствии с настоящим Кодексом, если вотношении этих лиц по данному преступлению неимеется решения суда иностранного государства.(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

2. Военнослужащие воинских частей РоссийскойФедерации, дислоцирующихся за пределамиРоссийской Федерации, за преступления,совершенные на территории иностранногогосударства, несут уголовную ответственность понастоящему Кодексу, если иное не предусмотреномеждународным договором Российской Федерации.

3.

Иностранные граждане и лица без гражданства,не проживающие постоянно в Российской Федерации,совершившие преступление вне пределовРоссийской Федерации, подлежат уголовнойответственности по настоящему Кодексу в случаях,если преступление направлено против интересовРоссийской Федерации либо гражданина РоссийскойФедерации или постоянно проживающего вРоссийской Федерации лица без гражданства, атакже в случаях, предусмотренных международнымдоговором Российской Федерации, еслииностранные граждане и лица без гражданства, непроживающие постоянно в Российской Федерации, небыли осуждены в иностранном государстве ипривлекаются к уголовной ответственности натерритории Российской Федерации. (в ред.Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

Статья 13. Выдача лиц, совершившихпреступление

1.

Граждане Российской Федерации, совершившиепреступление на территории иностранногогосударства, не подлежат выдаче этомугосударству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства,совершившие преступление вне пределовРоссийской Федерации и находящиеся натерритории Российской Федерации, могут бытьвыданы иностранному государству для привлеченияк уголовной ответственности или отбываниянаказания в соответствии с международнымдоговором Российской Федерации.

Раздел II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ

1.

Преступлением признается виновносовершенное общественно опасное деяние,запрещенное настоящим Кодексом под угрозойнаказания.

2. Не является преступлением действие(бездействие), хотя формально и содержащеепризнаки какого-либо деяния, предусмотренногонастоящим Кодексом, но в силу малозначительностине представляющее общественной опасности.

Статья 15. Категории преступлений

1.

В зависимости от характера и степениобщественной опасности деяния, предусмотренныенастоящим Кодексом, подразделяются напреступления небольшой тяжести, преступлениясредней тяжести, тяжкие преступления и особотяжкие преступления.

Источник: https://elementy.ru/library/uk1_15_1_104.htm

Егэ 2013 по обществознанию: из учебника. (право в системе социальных норм.)

Наказание за преступления
sh: 1: –format=html: not found

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е.

рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально?культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном.

Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма.

Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу.

По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась.

Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — государства — и появления нового вида социальных регуляторов — права.

Формирование права шло несколькими путями. Во?первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению.

Во?вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.

Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно?организованного общества и создавая юридические прецеденты. В?третьих, государство само «творило» право путем издания специальных нормативных актов.

В политической и юридической науке нет единства в понимании сущности права.

В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия.

Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно?письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;

е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

https://www.youtube.com/watch?v=RXwXF68TRZM

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;

г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения;

д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения.

В этом проявляется его относительная независимость и свобода.

Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой?либо определенный вариант действий.

Источник: https://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=38470&chapterid=2961

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.