Нарушения противопожарной безопасности

Пожарная безопасность в России

Нарушения противопожарной безопасности

Сейчас все обсуждают пожар в торговом центре «Зимняя вишня». Это страшная трагедия. Я хочу как гражданин понять все с точки зрения закона. Мои вопросы вам как экспертам:

  1. Кто устанавливает требования к безопасности торговых и развлекательных объектов? Это как-то регулируется на государственном уровне?
  2. Кто несет ответственность за пожарную безопасность в общественных местах, где бывают обычные люди?
  3. Это правда, что торговый центр нельзя проверять три года после открытия? Как тогда государство может контролировать безопасность?
  4. Могут ли родители и родственники погибших по закону получить какие-либо компенсации? Кто их должен платить?
  1. Кто устанавливает требования к безопасности торговых и развлекательных объектов? Это как-то регулируется на государственном уровне?
  2. Кто несет ответственность за пожарную безопасность в общественных местах, где бывают обычные люди?
  3. Это правда, что торговый центр нельзя проверять три года после открытия? Как тогда государство может контролировать безопасность?
  4. Могут ли родители и родственники погибших по закону получить какие-либо компенсации? Кто их должен платить?

Я понимаю, что эта тема вызывает много эмоций, но статьи о морали и нюансах трагедии я почитаю в другом месте. Хотелось бы разобраться без спекуляций. Расскажите, как это все выглядит с точки зрения российского права.

Дмитрий Викторович

В ситуации с пожаром сейчас разбирается следствие. Мы не можем давать оценок тому, что произошло в «Зимней вишне». По-человечески это трагедия, а что это по закону — разберутся эксперты. Надеемся, виновных найдут и накажут. Всем, кого коснулась беда, желаем терпения и сил.

Вы спрашиваете о правовой стороне вопроса. Вот как обстоят дела.

О требованиях пожарной безопасности есть много нормативных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Например, закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» или «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Пожарную безопасность регулируют госты, снипы, правила и нормы — их очень много. Есть документы, которые не имеют силы закона, но тоже помогают соблюдать требования пожарной безопасности: МЧС дает официальные разъяснения в письмах, Верховный суд изучает законность градостроительных норм, департаменты здравоохранения на местах следят за готовностью медучреждений.

Со стороны государства сделано все, чтобы каждый проектировщик, застройщик, инженер и специалист по технике безопасности знал, как именно он должен работать, что проверять и чем защищать объект и людей от пожара.

По закону этому аспекту должно уделяться внимание еще на этапе проектирования — до того, как здание вообще разрешили строить. Нужно заранее просчитать, как к участку подъедут пожарные машины, какой ширины будут лестницы, коридоры и дверные проемы. Застройщик и собственник должны понимать, какие материалы нужно использовать, где их покупать и какие документы требовать у поставщика.

Без этого нельзя даже оценить инвестиционную привлекательность проекта и провести планировку территории. Если от торгового центра до ближайшего здания будет меньше расстояния, чем положено по закону, разрешение на строительство выдавать не должны (по идее). И тогда весь проект может оказаться под вопросом: изменить параметры застройки не всегда возможно и бывает проще не строить.

При вводе в эксплуатацию и после запуска объекта контролируется множество показателей, например давление противодымной вентиляции в разных зонах здания, количество систем для проверки, формулы расчета допустимых значения, количество датчиков для оповещения и даже их громкость, вид автоматических ворот в зоне погрузки, места установки и скорость струи противодымных завес, знаки, возможность автоматического и ручного включения.

Все подробно описано, есть формулы для расчета — к документам вопросов нет. Может быть, регламенты и снипы нужно сделать более понятными для предпринимателей, упростить и иногда даже уменьшить требования. Но всегда можно нанять специалиста или проконсультироваться в МЧС. Непонимание регламента и сложность снипа не повод вообще их не соблюдать.

У каждого объекта должны быть декларация пожарной безопасности и много инструкций, журналов, приказов и внутренних регламентов. Все это результат большой и сложной работы, поэтому стоит недешево.

Испытания и проверки должны проводиться до того, как откроется первый магазин и первый посетитель войдет внутрь.

Если бы все эти нормы соблюдались и строго контролировались, пожар или не случился бы вообще, или его быстро потушили бы, или хотя бы все люди сумели бы благополучно покинуть объект.

По закону нужно заранее предусматривать даже места, через которые в зону пожара можно будет подавать огнетушащие вещества. То есть контроль должен быть на всех этапах и никакой тайны для специалистов в этом нет.

Вот всего лишь несколько нормативных документов:

К сожалению, закон сам себя не исполнит. Его мало принять, нужно еще исполнять и требовать исполнения. А с этим бывают проблемы.

За нарушение требований пожарной безопасности виновных можно привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

  1. Собственников объекта.
  2. Руководителя компании.
  3. Лиц, назначенных ответственными за пожарную безопасность.
  4. Поставщиков материалов.
  5. Специалистов, которые проводят пожарный аудит.
  6. Чиновников, которые выдают разрешения и проводят проверки.
  7. Руководителей органов власти и местного самоуправления.

Разобраться, кого именно привлекать к ответственности и по какой статье, должны следователи. Бывают случаи, когда все очевидно. Но с этим нельзя торопиться: нужно установить, кто конкретно нарушил, в чем выразилось нарушение, к чему оно привело. По одному и тому же случаю кого-то могут оштрафовать, а кого-то — посадить в тюрьму или снять с должности. Это решит суд.

Дисциплинарная ответственность касается и госслужащих, например сотрудников пожнадзора. У них свой регламент и больше вариантов взысканий.

Но если из-за нарушений возник пожар и есть пострадавшие, штрафы для всех будут больше, а объект могут закрыть на несколько месяцев.

Если нарушение допустил эксперт, который проводил оценку рисков и подписывал заключение, его могут дисквалифицировать на три года.

Уголовная ответственность касается только людей: организации и ведомства по статьям УК привлечь нельзя.

Все виды ответственности в зависимости от последствий нарушений перечислены в ст. 219 УК. Например, за тяжкий вред могут выписать только штраф и лишить права занимать определенные должности.

Если погибли люди, штрафом уже не отделаться — там принудительные работы или срок до семи лет.

В статье 219 написано, что по ней наказывают за нарушения, которые произошли по неосторожности. Это значит, что было преступное легкомыслие или небрежность.

Неосторожность — это не когда что-то произошло случайно, хотя вроде бы никто не хотел.

Если человек понимал, что его действия могут привести к вредным последствиям, но самонадеянно рассчитывал, что ничего не случится, — это тоже неосторожность и повод для уголовной ответственности.

Если в действиях виновников найдут умысел, их привлекут по другим статьям. Например, по ст. 167 УК — за умышленное уничтожение имущества общественно опасным способом. За это могут дать до пяти лет. Есть статья 168 УК об уничтожении имущества при неосторожном обращении с огнем.

Соблюдать требования пожарной безопасности должны и представители власти. По закону они отвечают за правовое регулирование и оценку соответствия объектов установленным требованиям. Например, должны вовремя провести проверку, выписать предписание, вынести постановление, закрыть торговый центр.

У МЧС есть свой регламент, в котором целый список полномочий для пожарного надзора, проверок и наказаний нарушителей. Это их государственная функция, и в этом смысл их работы.

В результате расследования виновных в нарушениях могут привлечь к ответственности по нескольким статьям УК, даже напрямую не связанных с пожарной безопасностью: за злоупотребление полномочиями, халатность, служебный подлог и незаконное участие в предпринимательской деятельности. В уголовном кодексе для таких преступлений есть целая глава.

Независимо от вида ответственности для виновников пострадавшие могут требовать компенсацию вреда по ст. 1064 ГК. Компенсацию будет выплачивать тот, кто непосредственно причинил вред или отвечает за него.

По решению властей могут быть другие выплаты и помощь, вплоть до обеспечения жильем или льгот.

По закону можно проверять, как на объектах соблюдаются требования пожарной безопасности. Проверки бывают плановыми и внеплановыми.

Для плановых проверок действительно бывают каникулы — три года со дня ввода в эксплуатацию. При условии, что при сдаче объекта все было в порядке, нет нарушений и предписаний. Считается, что если нарушения есть, то объект в принципе не должен был открыться.

До недавнего времени казалось, что в общественных местах и объектах, где бывает много людей, о нас позаботились.

Можно было предположить, что государство приняло законы, чиновники на местах честно выдали разрешение на строительство или реконструкцию, инспекторы все проверили, директора закупили качественные материалы и назначили ответственных, охранники прошли инструктаж и знают, как оказать помощь.

Считалось, что у пожарных достаточно машин и оборудования и что зрителей никогда не закроют в кинотеатре.

Была надежда, что даже если в современном торговом центре случится пожар, то его смогут быстро потушить: везде ведь на потолках есть датчики, разбрызгиватели и вентиляционные решетки. Отдавая детей в детскую комнату, родители были уверены, что уж там-то они точно в безопасности и под присмотром.

Нельзя быть уверенным ни в чем. Даже при строгих законах и требованиях всегда есть человеческий фактор, разгильдяйство, халатность и жажда наживы.

Заботьтесь о себе сами, потому что больше этого никто не сделает:

  1. Узнайте о правилах поведения во время пожара.
  2. Проинструктируйте детей на случай чрезвычайных ситуаций. От всего застраховаться нельзя, но хотя бы элементарные правила поведения и первой помощи могут спасти жизнь.
  3. Не стесняйтесь задавать вопросы администрации торгового центра, кинотеатра, директору школы и детского лагеря. Узнайте о путях эвакуации на объектах, где часто бываете. Требуйте, чтобы двери открывались, а лестничный пролет не был заставлен коробками.
  4. Купите домой огнетушитель. Установите под потолком датчик задымления. Это стоит недорого, и это работает.
  5. Проверьте, как соблюдаются требования пожарной безопасности в вашем доме: есть ли подъезд для пожарной машины и лестницы для наружной эвакуации, не поджигает ли кто-то траву во дворе. Ответственность за это несет в том числе управляющая компания.
  6. Если заметите, что где-то нарушаются требования пожарной безопасности, жалуйтесь в МЧС или прокуратуру. Пусть там разбираются. Требуйте ответа по своей жалобе и контролируйте, какие меры были приняты. По-другому никак.
  7. Подумайте о близких: застрахуйте свою ответственность и жизнь.

Берегите себя!

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/pojarnaya-bezopasnost/

Статья 20.4 КоАП РФ: административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Нарушения противопожарной безопасности

Для того чтобы предотвратить вероятность возникновения пожара в общественных зданиях и снизить возможные катастрофические последствия огня, были разработаны правила противопожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности является наказуемым преступлением. На практике это одно из наиболее распространенных административных деяний.

Нарушение требований противопожарной безопасности: характеристика преступления

Обеспечение пожарной безопасности входит в число важнейших задач государства. Требования противопожарной безопасности, которые должны неукоснительно соблюдаться, содержатся в таких нормативно-правовых актах, как:

  • ФЗ-69 «О пожарной безопасности» от 1994 года;
  • Приказ МЧС 2003 года об утверждении Правил пожарной безопасности;
  • Постановление Правительства РФ от 2004 года №820 «О государственном пожарном надзоре»;
  • ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (он содержит основные понятия в сфере обеспечения ПБ, требования при проектировании и строительстве зданий и сооружений и пр.).

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступает совокупность общественных отношений в области пожарной безопасности. Объективная сторона заключается в невыполнении требований пожарной безопасности. При этом не имеет значения, наступили ли в результате неблагоприятные последствия (например, пожар), они лишь могут выступать отягчающим обстоятельством.

Правила пожарной безопасности обязательны к применению органами государственной и муниципальной власти, предпринимателями, юридическими лицами и пр.  Для особо сложных зданий и объектов должны быть разработаны специальные правила, которые необходимо согласовать с органами государственного пожарного надзора.  Для каждого пожароопасного участка необходимо разработать инструкции.

Противоправные деяния могут иметь форму активных действий или бездействия. Нарушение требований может выражаться в форме умысла и неосторожности.

Требования противопожарной безопасности, которые должны соблюдаться

Диспозиция статьи КоАП по вопросам противопожарной безопасности является бланкетной. Это означает, что для привлечения виновных к ответственности нужно установить, какие требования были нарушены или не выполнены.

Можно выделить следующие требования противопожарной безопасности, которые нужно соблюдать собственникам и арендаторам помещений:

  1. Ознакомление с правилами противопожарной безопасности персонала, обеспечение его осведомленности и обучения.
  2. Требования к эксплуатационным характеристикам помещения, которые могли бы минимизировать риски причинения ущерба пожаром.
  3. Оснащение всех объектов средствами пожаротушения, сигнализации, локализации возгораний.
  4. Безопасное выполнение работ, предполагающих применение открытого огня и нагрев поверхностей.
  5. Исполнение законных предписаний надзорных органов.

Все нарушения требований противопожарной безопасности можно разделить на нарушения организационного и нережимного характера.

В первую группу входят те, которые связаны с работой зданий и не требующих внесения изменений в конструктивную часть. Соответственно, их проще устранить. Примерами организационных нарушений может являться загромождение эвакуационных путей, допуск к работе лиц без инструктажа, ненадлежащий учет систем пожаротушения и пр.

Нарушения нережимного характера более существенные, на их устранение нужно потратить немало финансовых и временных затрат. В данную группу, например, входят: отсутствие необходимого количества эвакуационных выходов, превышение допустимой площади пожарного отсека, отсутствие систем автоматической защиты от пожара.

Статистика в области привлечения к административной ответственности показывает, что чаще всего выявляются следующие нарушения в области противопожарной безопасности:

  • загромождение эвакуационных путей и выходов;
  • неисправность пожарной сигнализации, систем пожаротушения, противопожарных дверей и пр. (в задачи ответственного лица входит необходимость регулярной проверки указанных систем на работоспособность);
  • перепланировка помещения, в результате которой был затруднен доступ к системам первичного пожаротушения и пр.

Хотя на практике реальные причины пожаров другие: неисправность электропроводки, неосторожное обращение с огнем (в том числе, курение), использование мощных электроприборов без заземления.

Ответственность за административные правонарушения

Ответственность за нарушение требований противопожарной безопасности наступает в соответствии со ст. 20.4 КоАП «Нарушение требований пожарной безопасности».

Данная статья предполагает наказание в виде штрафа, приостановление деятельности или дисквалификацию. Наказание зависит от категории правонарушителя, а также наличия отягчающих обстоятельств.

Меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности содержатся в таблице.

СтатьяОписаниеОтветственность для гражданОтветственность для должностных лицОтветственность для предпринимателейОтветственность для юрлиц
Ст. 20.4 ч. 1Нарушение требований пожарной безопасностиПредупреждение, административный штраф 2-3 тыс. р.Предупреждение, административный штраф 6-15 тыс. р.Предупреждение, административный штраф 20-30 тыс. р.Предупреждение, административный штраф 150-200 тыс. р.
Ст. 20.4 ч. 2Действия, совершенные в условиях особого противопожарного режимаАдминистративный штраф 2-4 тыс. р.Административный штраф 15-30 тыс. р.Административный штраф 30-40 тыс. р.Административный штраф 200-400 тыс. р.
Ст. 20.4 ч. 3Утратили силу
Ст. 20.4 ч. 4Утратили силу
Ст. 20.4 ч. 5Утратили силу
Ст. 20.4 ч. 6Если действия повлекли пожар, уничтожение/повреждение чужого имущества и причинение легкой/средней степени тяжести вреда здоровьюАдминистративный штраф 4-5 тыс. р.Административный штраф 40-50 тыс. р.Административный штраф 350-400 тыс. р.
Ст. 20.4 ч. 6.1Если действия повлекли пожар, причинение тяжкого вреда здоровью/смерть человекаАдминистративный штраф в размере 600 тыс. р.-1 млн. р., приостановление деятельности до 30 суток
Ст. 20.4 ч. 7Неисполнение производителем или поставщиком материалов или изделий обязанности по включению в техдокументацию сведений об их пожарной опасностиАдминистративный штраф в размере 15-20 тыс. р.Административный штраф в размере 90-100 тыс. р.
Ст. 20.4 ч. 8Утратили силу
Ст. 20.4 ч. 9Нарушение экспертом по оценке пожарного риска соответствия объекта требованиям пожарной безопасностиАдминистративный штраф в размере 15-20 тыс. р. или дисквалификация на 1-3 года

Статья 20.4 КоАП исключает ответственность за нарушение требований безопасности, которые прописаны в ст. 8.32 – за нарушение таких правил в лесах, а также 11.16 – которая предусматривает наказание за нарушение правил ПБ на морском, железнодорожном или воздушном транспорте.

Предусмотренные штрафные санкции за нарушение противопожарных требований регулярно пересматриваются и ужесточаются.

В качестве отягчающих обстоятельств преступления выступает нарушение требований ПБ, которые привели к возникновению в здании пожара, причинению легкого, среднего и тяжелого вреда здоровью, а также смерть человека.

К административной ответственности за указанное преступление могут привлечь лиц в возрасте от 16 лет. КоАП различает три категории субъектов, которые могут выступать нарушителями:

  • граждане или физлица (в некоторых случаях к ответственности могут быть привлечены рядовые граждане и сотрудники организации, например, если инспектор застал их за курением в здании);
  • должностные лица, которые отвечают за ПБ на данном участке;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели (ответственность возлагается на их руководителей, они определяют лиц, которые ответственны за ПБ на определенной территории, в здании, сооружении или помещении и пр., но также наказание может быть возложено на организацию в целом).

Ответственность за безопасность домов, гаражей, дач и пр. несут их собственники, а при аренде зданий и сооружений – арендаторы.

За нарушение правил противопожарной безопасности также предусмотрена уголовная  ответственность. Правонарушитель может ограничиться только административной ответственностью и избежать наказания по ст. 219 УК РФ, если нарушение требований не повлекло по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Дела об административных правонарушениях по данному деянию рассматриваются должностными лицами, осуществляющими пожарный надзор и районными судьями, если требуется приостановление деятельности.

Последнее наказание отражает важность превентивных мер по обеспечению противопожарной безопасности.

Оно достаточно популярно, так как стимулирует собственников как можно более оперативно привести здание к действующим нормам.

Протоколы об административных правонарушениях могут составлять сотрудники полиции или указанные должностные лица.

В качестве смягчающих обстоятельств по данному правонарушению может выступать раскаяние лица, добровольное возмещение им ущерба, совершение преступления беременной или несовершеннолетним, предотвращение тяжелых последствий, совершение преступления в состоянии аффекта и пр.

Напротив, отягчающими обстоятельствами являются:

  • повторное совершение административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего;
  • совершение правонарушения группой лиц;
  • совершение правонарушения при ЧС;
  • совершение правонарушения в состоянии опьянения.

У привлеченных к ответственности лиц есть возможность обжаловать административное наказание через суд или федеральное подразделение МЧС в течение 10 дней после составления протокола. Но практика показывает, что такие иски удовлетворяются крайне редко: примерно в 1% случаев, так как имеют место реальные нарушения правил.

Таким образом, нарушение требований противопожарной безопасности является административным правонарушением. Ответственность за него содержится в ст. 20.4 КоАП.

Нарушение правил грозит гражданам, должностным лицам и юрлицам крупными штрафами, размер которых зависит от наличия или отсутствия отягчающих обстоятельств.

Выявленное нарушение также может грозить предупреждением, административным приостановлением деятельности (только по решению суда) и дисквалификацией.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/narusenie-pozarnoj-bezopasnosti.html

Таблица штрафов ПБ

Нарушения противопожарной безопасности

Административная ответственность предусмотренная за нарушение требований пожарной безопасности.

Административная ответственность за нарушения требования пожарной безопасности предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ)

СтатьяГражданеДолжностные лицаИПЮридические лица
ч.1 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 – 8 настоящей статьи.Предупреждение, штраф – 1000 – 1500 руб.Предупреждение, штраф – 6000 – 15000 руб.Предупреждение, штраф – 6000 – 15000 руб.Предупреждение, штраф – 150000 – 200000 руб.
ч.2 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Те же действия (см. ч.1 ст.20.4) в условиях противопожарного режима.штраф – 2000 – 4000 руб.штраф – 15000 – 30000 руб.штраф – 15000 – 30000 руб.штраф – 400000 – 500000 руб.
ч.3 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.штраф – 2000 – 3000 руб.штраф – 6000-15000 руб.штраф – 20000 – 30000 руб.штраф – 150000 – 200000 руб.
ч.4 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строенийштраф – 3000 – 4000 руб.штраф – 15000-20000 руб.штраф – 30000 – 40000 руб.штраф – 150000 – 200000 руб.
ч.5 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.штраф – 4000 – 5000 руб.штраф – 20000 – 30000 руб.штраф – 40000 – 50000 руб., приостановка до 90 сутокштраф – 200000 – 400000 руб., приостановка до 90 суток
ч.6 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.штраф – 4000 – 5000 руб.штраф – 40000 – 50000 руб.штраф – 40000 – 50000 руб.штраф – 350000 – 400000 руб.
ч.7 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно.штраф – 15000 – 20000 руб.штраф – 15000 – 20000 руб.штраф – 90000 – 100000 руб.
ч.8 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.штраф – 1500 – 2000 руб.штраф – 7000 – 10000 руб.штраф – 7000 – 10000 руб.штраф – 120000 – 150000 руб.
ч.12 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.штраф – 1500 – 2000 руб.штраф – 3000 – 4000 руб.штраф – 3000 – 4000 руб.штраф – 70000 – 80000 руб.
ч.13 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.штраф – 2000 -3000 руб.штраф – 5000 – 6000 руб., дисквалификация до 3-х летштраф – 5000-6000 руб.штраф – 90000 – 100000 руб.
ч.14 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП.штраф – 4000 – 5000 руб.штраф – 15000 – 20000 руб., дисквалификация до 3-х летштраф – 15000 – 20000 руб.штраф – 150000 – 200000 руб.
Ст.19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.штраф – 4000 – 5000 руб.штраф – 4000 – 5000 руб.

Примечание: таблица составлена в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции от 08.11.2011. Органы уполномоченные на осуществление государственного пожарного надзора.

Государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской федерации по пожарному надзору осуществляют следующие органы: – департамент надзорной деятельности МЧС России; – управление надзорной деятельности (УНД) регионального центра МЧС России; – УНД Главного управления МЧС России по субъекту РФ; – территориальные отделы (отделения) надзорной деятельности УНД Главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Основание для проведения мероприятия по контролю. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: – номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; – наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; – наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; – цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; – правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; – дата начала и окончания мероприятия по контролю. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю предъявляется со служебным удостоверением проверяющего. По результатам мероприятий по надзору должностным лицом органа ГПН, осуществлявшим проверку, составляется акт проверки установленной формы, который вручается в 10-ти дневный срок после окончания проверки руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи. Действия должностных лиц в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности. При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, осуществляющее мероприятие по контролю, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении и выдает предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 6 закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, ст. 25 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ предписание является обязательным для исполнения, одновременно ст. 19.5 КоАП РФ, предусмотрено применение административной ответственности лицам, не исполняющим предписаний. Предлагаемые мероприятия в предписании должны быть обоснованы пунктами нормативных актов. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено другое. Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом размеров. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу. В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Если по решению суда применено наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации объекта), исполнение наказания возлагается на судебных приставов-исполнителей. При этом способ исполнения наказания должен быть прописан в решении суда. Вопрос о возможности доступа на приостановленный для эксплуатации объект с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности решается судом и судебными приставами. При неясности способа исполнения наказания вопрос решается судом по обращению судебного пристава-исполнителя с учетом мнения представителя органа ГПН. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд. Подача жалобы производится в письменном виде. Кроме этого, изложить суть жалобы можно также по «Единому телефону доверия». Лицо, направившее жалобу, в обязательном порядке обязано указать: – наименование государственного органа, в который направляется жалоба – Ф.И.О. должностного лица, которому подается жалоба – свою Ф.И.О. – почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ – суть жалобы – поставить свою личную подпись и дату обращения – в случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

Письменная жалоба, либо поступившая жалоба на телефон доверия в орган ГПН, рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации, ответ на жалобу направляется заявителю по почтовому адресу, указанному в обращении. (Приказ МЧС России № 517 от 1.10.2007г. п. 95, 96).

РЕКОМЕНДУЕМ
Подготовка к проверке без штрафных санкций, по новым требования законодательства РФ.

Источник: http://onpb.ru/module-example/shtrafi-pb.html

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Нарушения противопожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности – возникшее из правонарушений в области пожарной безопасности правовое отношение между государст­вом в лице специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соот­ветствующие лишения и неблагоприятные последствия за нарушение требований пожарной безопасно­сти, содержащихся в НПА и нормативных документах по пожарной безопасности. За нарушение требо­ваний пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ устанавливается дисциплинар­ная, административная и уголовная ответственность.

  • Дисциплинарная ответственность – правовая форма воздействия на работников за совершение дисциплинарного проступка, которая заключается в наложении дисцип­линарного взыскания администрацией организации.
  • Административная ответственность – правовая форма воздействия на физических и юридических лиц за совершенное административное правонарушение.
  • Уголовная ответственность – правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

Дисциплинарная ответственность за совершение дисциплинарного проступка работниками орга­низаций предусмотрена Трудовым кодексом РФ. При наложении дисциплинарного взыскания учиты­ваются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующая работа и поведение рабочего и служащего.

До наложения взыскания от нарушителя трудовой дисцип­лины должны быть затребованы объяснения.

В соответствии с Трудовым кодексом за совершение дисциплинар­ного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложен­ных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взы­скания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

ФЗ, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыска­ния.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:

  • статья 8.32. Нару­шение ППБ в лесах;
  • статья 11.16. Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздуш­ном транспорте ППБ;
  • статья 14.1, часть 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разре­шения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 14.1, часть 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 14.1, часть 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 177. Умышленное невы­полнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ФЗ, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
  • статья 179. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, за­ключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонару­шении;
  • статья 19.4, часть 1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица ор­гана, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
  • статья 19.5, часть 1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
  • статья 19.6. Непринятие по постанов­лению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
  • статья 19.7 Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (ин­формации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим ор­ганом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должност­ному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искажённом виде;
  • статья 19.19, часть 1. Нарушение обязательных требований ГОСТов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от пред­ставления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и над­зора;
  • статья 19.19, часть 2. Нарушение правил обязательной сертификации, то есть реализация сертифицирован­ной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (дек­ларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической доку­ментации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача серти­фиката соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертифи­кации;
  • статья 19.20, часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20, часть 2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, нарушением требований или усло­вий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20 часть 3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обя­зательно (обязательна);
  • статья 19.26. Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного кон­троля (надзора);
  • статья 20.4, часть 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандар­тами, нормами и правилами;
  • статья 20.4, часть 2. Нарушение требований пожарной безопасности, установлен­ных стандартами, нормами и правилами, совершённое в условиях особого противопожарного режима;
  • статья 20.4, часть 3. Нарушение требований стандартов, НПБ и ППБ, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последст­вий;
  • статья 20.4, часть 4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безо­пасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;
  • статья 20.4, часть 5. Продажа продук­ции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;
  • статья 20.4, часть 6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники;
  • статья 20.25, часть 1. Неуплата административного штрафа в срок.

За совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и при­меняться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • дисквалификация;
  • админи­стративное приостановление деятельности.

Уголовная ответственность за преступления в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями УК РФ:

  • статья 167, часть 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба;
  • статья 167, часть 2. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершённые из хулиганских побуждений, путём поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлёкшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия;
  • статья 219, часть 1. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, ес­ли это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;
  • статья 219, часть 2. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосто­рожности смерть человека;
  • статья 219, часть 3. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязан­ность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;
  • статья 261, часть 1. Унич­тожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обра­щения с огнем или иными источниками повышенной опасности;
  • статья 261, часть 2. Уничтожение или повреж­дение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в ре­зультате загрязнения или иного негативного воздействия.

За совершение преступлений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и применяться следующие уголовные наказания:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • исправительные работы;
  • ограниче­ние свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

В рамках гражданско-правовой (имущественной) ответ­ственности может быть предусмотрено возмещение материальных убытков или вреда, причиненного вследст­вие нарушения требований пожарной безопасности.

Лит.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

№ 197-ФЗ; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-Ф3; Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.

№ 138- ФЗ; Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Источник: https://pozhproekt.ru/enciklopediya/otvetstvennost-za-narushenie-trebovanij-pozharnoj-bezopasnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.