Недоимка по ндс

Что такое недоимка по налогам

Недоимка по ндс

]]>]]>

Недоимки по налоговым обязательствам могут возникать у всех категорий налогоплательщиков. При игнорировании требований налогового органа о погашении задолженности к субъекту хозяйствования могут быть применены штрафные санкции, а на сумму долга начисляются пени.

Недоимка по налогам

Это долг перед бюджетом любого уровня, который образуется при отсутствии своевременной оплаты обязательств. Задолженность может быть сформирована и вследствие получения ошибочного возмещения по налогам в завышенном размере.

У юридического или физического лица недоимка возникает:

  • в день, следующий за установленной датой оплаты обязательств;
  • в момент фактического зачисления излишних средств на расчетный счет в качестве возмещения;
  • в день вынесения решения о зачете налоговых обязательств, размер которого определен неверно.

Недоимка – это сумма налога или сбора, а также страхового взноса, которая не была погашена налогоплательщиком вовремя (ст. 11 НК РФ). По каждому виду налога законодательством зафиксирована крайняя дата оплаты. Норма распространяется на все типы федеральных и местных налогов, на страховые взносы. Величина начисленных штрафов и пеней с недоимкой не суммируется.

К налогоплательщикам, у которых имеется задолженность перед бюджетом, могут быть применены такие меры ответственности:

  • штрафная санкция;
  • пеня;
  • меры воздействия уголовного права (используются при особо крупных размерах нанесенного бюджету ущерба, при систематическом повторении правонарушения).

Недоимка по налогам – это сумма, которая может возникнуть также вследствие занижения налогооблагаемой базы при составлении налоговой декларации и расчете обязательства к уплате. В этой ситуации налогоплательщику будет предъявлено требование о выплате штрафа в размере 20% от величины задолженности (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Пеня начисляется в ситуациях, когда декларационные формы поданы в срок и результаты камеральной проверки не выявили ошибок, но налог не был перечислен в бюджет.

Крупная недоимка – это сумма налога, за уклонение от уплаты которой к налогоплательщику могут применяться меры уголовной ответственности. Ст. 199 УК РФ предусматривает штраф от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы и даже лишение свободы.

Если правонарушение совершено впервые и виновное лицо погасило задолженность, меры ст. 199 УК РФ могут не применяться. Крупным размером недоимки считается долг перед бюджетом в сумме от 15 млн. рублей, особо крупным признается долг от 45 млн.

рублей (без дополнительных условий).

Взыскание недоимки по налогам с физических лиц

Налоговая служба, при обнаружении в ходе камеральной проверки недоимки, направляет налогоплательщику требование о ее уплате. Требование передается должнику по почте или отправляется в электронном виде через ТКС.

В документе прописывается срок добровольного погашения задолженности. Если субъект хозяйствования добровольно не перечисляет недоимку в бюджет в указанный срок, то начинается подготовка к принудительному взысканию.

Взыскание недоимки по налогам с физических лиц и предприятий может быть реализовано такими способами:

  1. Бесспорное взыскание. В этом случае погашение задолженности осуществляется без судебного разбирательства. Сумма недоимки снимается с расчетного счета субъекта хозяйствования на основании предъявленного налоговиками банку поручения на списание денег. Дополнительно может быть применена мера воздействия на налогоплательщика в форме приостановки движения по счетам. Если денежных ресурсов на расчетных счетах у предприятия или ИП недостаточно, ИФНС инициирует взыскание налога за счет имущества должника.
  2. Взыскание на основании судебного решения. Этот вариант применяется в ситуациях, когда истек срок для бесспорного списания, и ИФНС обращается в арбитражный суд.

При невозможности возместить в бюджет сумму недоимки задолженность может быть признана безнадежной. Такие долги подлежат списанию. Это характерно для следующих ситуаций:

  • налоговым органом недоимка была обнаружена после истечения срока давности по задолженности;
  • субъект хозяйствования прекратил свою деятельность посредством ликвидации;
  • смерть физического лица, за которым числился долг;
  • предпринимателю присвоен статус банкрота;
  • прекращение исполнительного производства по решению суда.

Пример

Сумма недоимки компании по налоговым обязательствам равна 2,9 млн руб. Судебные приставы произвели оценку имущества компании, данные которой совпали с показателями баланса организации:

  • дебиторская задолженность в размере 3,2 млн руб.;
  • стоимость оборудования – 300 тыс. руб.;
  • объем готовой продукции – 122 тыс. руб.;
  • МПЗ – 150 тыс. руб.

Источник: https://spmag.ru/articles/chto-takoe-nedoimka-po-nalogam

Отражаем в учёте недоимку по налогам, пени и штрафы по результатам налоговой проверки

Недоимка по ндс
РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСНОВАНЫ Расходы, произведённые организацией, должны отвечать следующим требованиям:

  • расходы должны быть обоснованы;
  • расходы должны быть документально подтверждены;
  • расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Эти требования являются обязательными для принятия произведённых расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается1.

Поэтому любые погрешности в оформлении первичных документов, малейшие сомнения в квалификации затрат – все это, по мнению налоговых органов, является веским основанием для того, чтобы убрать их (эти затраты) из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль либо не принять к вычету НДС.

И очень часто налогоплательщики не готовы отстаивать свои интересы в суде. Рассмотрим алгоритм действий налогоплательщика, когда он имеет на руках решение налогового органа по факту проведения выездной проверки о том, что он необоснованно получил налоговую выгоду в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, а также необоснованных вычетов по НДС и не намерен оспаривать выводы проверяющих. 

ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ

Моделируем ситуацию

По итогам выездной налоговой проверки организации  доначислены налог на прибыль в сумме 70 000 руб., НДС – 63 000 руб., а также соответствующие  пени в сумме 5 000 руб. и штраф в сумме  80 000 руб. Причиной для доначисления налогов послужило мнение проверяющих о неправомерном включении в состав расходов стоимости маркетинговых услуг (из-за их документальной неподтверждённости) на сумму 350 000 руб., принятие к вычету «входного»  НДС со стоимости данных услуг в сумме 63 000 руб. Организация  не стала конфликтовать с проверяющими и согласилась, что данные расходы необоснованно уменьшили налогооблагаемую прибыль.        В проверяемом периоде (в 2013 г.) бухгалтерские записи выглядели так:

Дт 26 Кт 60 – 350 000 рублей – признаны расходы в виде стоимости оказанных маркетинговых услуг;

Дт 19 Кт 60 – 63 000 рублей – принят к учёту «входной» НДС;
Дт 68-НДС Кт 19 – 63 000 рублей – принят к вычету НДС со стоимости маркетинговых услуг;
Дт 60 Кт 51 – оплачены маркетинговые услуги. 

В бухгалтерском учёте основанием для отражения суммы  недоимки, пени и штрафа по результатам налоговой проверки является решение налогового органа.

В нём уже указаны сведения о сумме задолженности по налогам, размер пеней и штрафных санкций. Пени, указанные в решении налогового органа, рассчитаны на момент его принятия.

Решение налогового органа вступает в силу через один месяц с даты его вручения2.

Однако налогоплательщик вправе добровольно исполнить данное решение полностью или частично до вступления его в силу3.

Если налогоплательщик не собирается обжаловать  данное решение вообще или будет обжаловать его в какой-то части, то в целях снижения суммы пеней ему лучше уплатить недоимку (соответствующую часть недоимки) как можно раньше.

Возникшая в этом случае на лицевом счёте налогоплательщика переплата по налогам  закроется после вступления в силу решения налогового органа. 

В нашем примере организация согласилась с выводами налоговиков, и поэтому она может отразить результаты проверки, не дожидаясь вступления в силу решения налоговой инспекции. Документальным основанием для исправительных бухгалтерских записей будет  являться бухгалтерская справка.  Рассмотрим пошаговый алгоритм отражения недоимки по налогам  и налоговых санкций за проверяемый период.

Шаг 1. Отражаем в бухгалтерском учёте суммы недоимки и штрафа на момент получения решения налогового органа. 

Доначисленные суммы налога на прибыль организация отражает по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам»4. 

НДС не может быть принят к вычету, так как  факт осуществления маркетинговых  услуг не подтверждён  и налогооблагаемую базу по налогу на прибыль данная сумма не уменьшает5. В бухгалтерском учёте данная сумма будет отнесена к прочим расходам. Поэтому необходимо отразить постоянное налоговое обязательство6:
Дебет 99, субсчёт «ПНО», Кредит 68, субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль».

Шаг 2. Уплачиваем недоимку по налогам на основании решения налогового органа.

Шаг 3. Отражаем в бухгалтерском учёте сумму пеней  на дату погашения недоимки.

Так как в день перечисления недоимки в бюджет обязанность по уплате налога считается исполненной7, то «доначисляем» себе пени за период с даты решения по акту проверки по дату уплаты недоимки и прибавляем эту сумму к сумме пеней, указанной в решении. Пени рассчитываются с применением 1/300 ставки рефинансирования, установленной Банком России8. (В нашем случае эта сумма условно составит 350 рублей.)

Сумму причитающихся к уплате пеней по налогам учитываем  по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам»9. Пени рассматриваем в качестве «иных аналогичных обязательных платежей, причитающихся за счёт прибыли»10. 

Шаг 4. После вступления в силу решения по акту проверки, в сроки, установленные в требовании, уплачиваем пени и штраф. 

Сведём все перечисленные действия в таблицу.

операцийДебетКредитСумма, рублейПервичный документ
Сумма неправомерно заявленного к вычету НДС отнесена на прочие расходы, не принимаемые для целей налогообложения91-268 – НДС63 000Решение налогового органа. Бухгалтерская справка-расчёт
Доначислен налог на прибыль9968 -прибыль70 000Решение налогового органа. Бухгалтерская справка-расчёт
Отражено постоянное налоговое обязательство с суммы списанного на прочие расходы НДС (сумма НДС x 20 %)*9968 – прибыль12 600Бухгалтерская справка-расчёт
Отражена сумма штрафа (ст. 123 НК РФ)9968 – прибыль 68 – НДС40 00040 000Решение налогового органа
Уплата недоимки по НДС68 – НДС5163 000Выписка банка по расчётному счету
Уплата недоимки по налогу на прибыль68 – прибыль5170 000Выписка банка по расчётному счёту
Отражена сумма пени на недоимку по налогам на дату уплаты9968 – НДС,  68 – прибыль5350Решение налогового органа. Бухгалтерская справка-расчёт
Уплачены пени и штраф в бюджет68 – НДС, 68 – прибыль5140 000 40 000 5 350Выписка банка по расчётному счёту

Шаг 5.  Отражаем результат налоговой проверки в бухгалтерской отчётности. #FOOTNOTE#Так как сумма штрафа и пени отражены по дебету счёта 99, то в отчёте о финансовых результатах  данные суммы указываются по строке 2460 «Прочее» и формируют (уменьшают) показатель строки 2400 «Чистая прибыль». При этом на показатель строки 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» данная сумма не влияет.

Доначисленная сумма НДС отнесена к прочим расходам, поэтому его сумма участвует в формировании показателя строки 2350 «Прочие расходы» и уменьшает показатели строк 2300 и 2400 отчёта о финансовых результатах11.

НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ

Суммы пеней и штрафов, перечисляемых в бюджет12, а также суммы налога на прибыль (следовательно, и доначислений по налогу)13 не учитываются в целях налогообложения.

Поскольку недоимка выявлена в ходе налоговой проверки, у организации отсутствует обязанность представления уточнённых налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС за прошедшие периоды14. Также не нужно учитывать факт доначисления налога на прибыль  при составлении деклараций за текущий период. 

В заключение хочется отметить, что отражение результатов налоговой проверки по определённым видам налогов заключается не только в отражении сумм их доначисления. Необходимо проанализировать характер нарушений, которые повлекли за собой эти доначисления. Иногда в результате возникает необходимость внести в учёт и другие поправки, которые могут повлечь за собой пересчёт других налогов, а следовательно, подачу по ним уточнённых деклараций.

Точка зрения

Штрафы и пени после проверки

В связи со сложностью, а в некоторых случаях и неконкретностью налогового законодательства, налоговые проверки редко проходят без доначислений и, соответственно, штрафов и пеней. Порядок отражения таких налоговых санкций на тех или иных счетах бухгалтерского учёта происходит в соответствии с п. п.

5 – 14 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности», п.

39 «Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ» и зависит от периода вступления в силу данного решения и существенности (до подписания отчётности и до утверждения – по дебету счетов 20, 26, 91, 99, после утверждения – по дебету счёта 84, а при несущественности – по дебету счёта 91).

В правовом смысле налоговые санкции – это штраф, к которому налоговые органы привлекают налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства. Он устанавливается и применяется в виде денежных взысканий в размерах, предусмотренных главами 16 и 1815. Недоимка и пени к ним не относятся (в частности, пеня является способом обеспечения обязательств – п. 1 ст. 72 НК РФ), поэтому их учёт несколько отличается от учёта штрафов.

Штрафы целесообразно учитывать на счёте 99 «Прибыли и убытки»16, пени же – на счёте 91.2 «Прочие расходы» (в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организаций»), однако допустимо и на счёте 99, при этом способ должен быть закреплён в учётной политике налогоплательщика. 

Источник: https://www.4dk.ru/news/d/otrazhaem-v-uchyete-nedoimku-po-nalogam-peni-i-shtrafy-po-rezultatam-nalogovoy-proverki

Правовая природа недоимки —позиция Минфина России

Недоимка по ндс

Продолжение темы, начатой в статье «Переплата — фундаментальное заблуждение налоговиков, или хитрая уловка?!»

Перед тем, как погрузиться в «тему», предлагаю читателям — каждому для себя, зафиксировать свою позицию по такому вопросу.

Налогоплательщик в своей налоговой декларации ошибочно завысил сумму налога. Однако оплата им произведена в меньшем размере в соответствие с действительным налоговым обязательством. Налоговый орган на основании полученной от налогоплательщика декларации выставил налогоплательщику Требование об уплате налога в части «недоплаченной» суммы.

Вопрос: Возникла ли у налогоплательщика обязанность оплатить выставленное требование?

Сначала оценим ситуацию на основании «духа Закона». Иными словами: «исходя из основных положений и смысла законодательства о налогах и сборах».

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ «недоимка – сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок».

В соответствие с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ налоги и сборы». Соответственно параметры «законно установленного налога» — в первую очередь его размер и срок уплаты — это самый что ни на есть объективный фактор. И субъективная ошибка налогоплательщика никак не может считаться правовым основанием для возникновения налоговой обязанности.

Дело в том, что государство — это не «беловоротничковый» жулик, промышляющий на ошибках беспечных и неграмотных граждан (и даже не «Робин Гуд», по беспределу карающий очевидных ловкачей и ворюг). Должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.

2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций». Соответственно ст. 32 НК РФ предписывает налоговым органам «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а ст.

 33 НК РФ обязывает должностных лиц налоговых органов «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности.

Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур.

Поэтому описанная в вопросе ситуация невозможно в принципе. Оговоримся: при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах. Именно такую доктрину закрепил  законодатель в Налоговом кодексе России.

Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 (файл письма присоединён к статье) изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.

В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.02.

2017 № ММВ-7-8/179@.

Обращаю внимание: позиция Минфина России «завязана» на весьма важную норму п. 2 ст. 69 НК РФ: «Требование об уплате налога направляется налогоплательщику приналичии у него недоимки».

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики  неминуемо придём к следующим двум выводам.

  • Во-первых, из первых двух абзацев (посылок), «железобетонно» следует вывод: недоимка – это нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • Во-вторых, согласно третьему абзацу — документальное оформление «факта наличия недоимки» (формирование налоговым органом доказательственной базы) производится одним из двух альтернативных способов:

1-й способ –выявление недоимки «вне проведения налоговой проверки». В подтверждение  этого составляется документ по форме, утв. приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

Начнём с актуального для предпринимателей способа установления  факта «наличия недоимки» в ходе проведения налоговых проверок.

С учётом того, что подробно процедура камеральной налоговой проверки, а также как современные информационные технологии, внедрённые ФНС России в налоговый контроль, обеспечивают защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, будет рассмотрена в одной из следующих статей. Здесь же остановимся только на ключевых моментах в разрезе темы статьи.
Итак, самое главное.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Согласно п. 5 ст.

 88 НК РФ «если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса».

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений:

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

4. Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ «требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (…) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, еслииное не предусмотрено настоящим Кодексом». «Иного» Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Более того, данное правило продублировано (и уже без всяких «если») в п. 3 ст. 101.3 НК РФ: «На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение  , направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней».

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 (письмо присоединено к статье).

Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.

2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки направляется в соответствии со статьями 69, 70 и пунктом 3 статьи 101.3 Кодекса.

Внимательный читатель, надеюсь, обратил внимание, что законодатель оперирует похожими (близкими по смыслу) категориями «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах». Их соотношение раскрывается на таком примере.

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения.

Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом).

Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Исходя из того, что каждая полученная налоговым органом декларация в обязательном порядке подвергается камеральной налоговой проверке, ареал применения такого «одностороннего» (а значит — заведомо субъективного) способа ограничен случаями налогового контроля недекларируемых объектов налогообложения.

А это в подавляющей своей части сфера отношений с гражданами, не являющимися предпринимателями. Например, имущественные налоги физических лиц. И этому есть логическое объяснение. В подобных случаях налоговый орган самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая о них налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежах.

Что позволяет налоговикам единолично устанавливать факт наличия недоимки с оформлением соответствующего документа.

Правомерность же применение такого «одностороннего» (без участия налогоплательщика) способа установления факта «недоимки» в ходе других мероприятий налогового контроля весьма сомнительна. Хотя бы потому, что в Законе такие случаи прямо не оговорены.

А налогоплательщики, руководствуясь ст. 21 НК РФ, «имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков».

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

Начало темы:  Переплата: фундаментальное заблуждение налоговиков, или хитрая уловка?!

Продолжение темы: Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/8/19/pravovaya_priroda_nedoimki_-poziciya_minfina_rossii

Бухгалтерские проводки по актам налоговой проверки: недомка и переплата налогов

Недоимка по ндс

Отражение в бухгалтерском учете доначисления налогов по результатам налоговой проверки, если недоимка предыдущего отчетного года выявлена после подписания годовой отчетности, либо выявлена недоимка более ранних отчетных периодов. Использован рабочий план бухгалтерских счетов.

№ ДебетКредит операции

Бухгалтерские проводки по недоимке НДС

191-268 субсчет «Расчеты по НДС»Доначислена на дату решения недоплата НДС в бюджет по недоимке, связанной с не начислением налога с облагаемой операции, либо с начислением налога по заниженной ставке
21968 субсчет «Расчеты по НДС»Доначислена на дату решения недоплата НДС в бюджет по недоимке, связанной с неправомерным вычетом налога, если входной НДС должен включаться в стоимость товаров (работ, услуг)

и одновременно

391-2, 01, 0419Увеличены прочие (иные) расходы организации на сумму доначисленного по недоимке НДС

Бухгалтерские проводки по недоимке страховых взносов

191-269Доначислена на дату решения недоимка страховых взносов

Бухгалтерские проводки по недоимке налога на прибыль

19968 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»Доначислена на дату решения недоимка налога на прибыль

Бухгалтерские проводки по недоимке иных налогов

191-268Доначислена на дату решения недоимка налога на имущество, земельного налога, транспортного налога и др.

Отражение в бухгалтерском учете доначисления налогов по результатам налоговой проверки, если недоимка предыдущего отчетного года выявлена до подписания годовой отчетности.

№ДебетКредит операции

Бухгалтерские проводки по недоимке НДС

190-3, 91-268 субсчет «Расчеты по НДС»Доначислена заключительным оборотом на 31 декабря предыдущего года недоплата НДС в бюджет по недоимке, связанной с не начислением налога с облагаемой операции, либо с начислением налога по заниженной ставке
290, 91-268 субсчет «Расчеты по НДС»Доначислена заключительным оборотом на 31 декабря предыдущего года недоплата НДС в бюджет по недоимке, связанной с неправомерным вычетом налога, если входной НДС нельзя включить в расходы, либо налог не восстановлен
368 субсчет «Расчеты по НДС»19Сторнирован заключительным оборотом на 31 декабря предыдущего года НДС, связанный с неправомерным вычетом налога, если входной НДС должен включаться в стоимость товаров (работ, услуг)

и одновременно

401, 04, 20, 44, 91 и др.19Включен в стоимость активов НДС по недоимке, связанной с неправомерным вычетом налога

Бухгалтерские проводки по недоимке страховых взносов

1 20, 26, 44 и др. 69Доначислена заключительным оборотом на 31 декабря предыдущего года недоимка страховых взносов

Бухгалтерские проводки по недоимке налога на прибыль

19968 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»Доначислена заключительным оборотом на 31 декабря предыдущего года недоимка налога на прибыль

Бухгалтерские проводки по недоимке иных налогов

191-268Доначислена заключительным оборотом на 31 декабря предыдущего года недоимка налога на имущество, земельного налога, транспортного налога и др.

Отражение в бухгалтерском учете доначисления налогов по результатам налоговой проверки, если недоимка выявлена в текущем году.

№ДебетКредит операции

Бухгалтерские проводки по недоимке НДС

190-3, 91-268 субсчет «Расчеты по НДС»Доначислена на дату решения недоплата НДС в бюджет по недоимке, связанной с не начислением налога с облагаемой операции, либо с начислением налога по заниженной ставке
290, 91-268 субсчет «Расчеты по НДС»Доначислена на дату решения недоплата НДС в бюджет по недоимке, связанной с неправомерным вычетом налога, если входной НДС нельзя включить в расходы, либо налог не восстановлен
368 субсчет «Расчеты по НДС»19Сторнирован на дату решения НДС, связанный с неправомерным вычетом налога, если входной НДС должен включаться в стоимость товаров (работ, услуг)

и одновременно

401, 04, 20, 44, 91 и др.19Включен в стоимость активов НДС по недоимке, связанной с неправомерным вычетом налога

Бухгалтерские проводки по недоимке страховых взносов

120, 26, 44 и др.69Доначислена на дату решения недоимка страховых взносов

Бухгалтерские проводки по недоимке налога на прибыль

19968 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»Доначислена на дату решения недоимка налога на прибыль

Бухгалтерские проводки по недоимке иных налогов

191-268Доначислена на дату решения недоимка налога на имущество, земельного налога, транспортного налога и др.

Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с возвратом спорной суммы НДС. В соответствии со статьей 176.1 НК РФ организацией применен заявительный порядок возмещения НДС и получена банковская гарантия. По результатам камеральной налоговой проверки часть суммы НДС не подлежит возмещению.

№ДебетКредит операции

Бухгалтерские проводки на дату возмещения суммы НДС в заявительном порядке

15168 субсчет «Расчеты по НДС»Отражено поступление суммы возмещенного НДС на расчетный счет организации

Бухгалтерские проводки дату выставления налоговым органом требования о возврате части суммы НДС, включая проценты

168 субсчет «Расчеты по НДС»19Сторнирована спорная сумма НДС, в случае отказа налогового органа в возмещении налога, вследствие неправомерного применения вычета
299 субсчет «Налоговые санкции»68 субсчет «Расчеты по НДС»Отражены проценты, начисленные налоговым органом на сумму излишне возмещенного НДС в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ

Бухгалтерские проводки на дату уплаты излишне возмещенного НДС, а также суммы процентов, начисленных в соответствии со статьей 176.1 НК РФ

168 субсчет «Расчеты по НДС»51Перечислен НДС в бюджет с расчетного счета организации
268 субсчет «Расчеты по НДС»51Перечислены проценты в бюджет с расчетного счета организации

Отражение в бухгалтерском учете начисления штрафов и пени в связи с неверным исчислением налогов (либо страховых взносов).

№ДебетКредит операции

Бухгалтерские проводки при отражении суммы штрафа и пени, подлежащих уплате

199 субсчет «Налоговые санкции»68, 69Начислены на день уплаты недоимки штрафы и пени, связанные с неверным исчислением налогов (либо страховых взносов)

Бухгалтерские проводки при перечислении денежных средств

168, 6951Отражена оплата штрафа и пени

Отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административного штрафа.

№ДебетКредит операции

Бухгалтерские проводки при отражении суммы штрафа, подлежащего уплате

199 субсчет «Налоговые санкции»76Отражены причитающиеся к уплате административные штрафы на основании решения о привлечении организации к ответственности

Бухгалтерские проводки при перечислении денежных средств

17651Отражена оплата штрафа

Отражение в бухгалтерском учете зачета сумм излишне уплаченных налогоплательщиком налога, сбора, пеней, штрафа.

№ДебетКредит операции
16868Отражен зачет переплаты по одним налогам и сборам в счет уплаты этих или иных платежей в бюджет. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществлен на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию произведен налоговым органом самостоятельно

Источник: https://www.Assessor.ru/notebook/provodki/rezultat_proverki_provodki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.