Несовершеннолетние в местах лишения свободы

Как несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях – статьи

Несовершеннолетние в местах лишения свободы

справка

В этой статье расскажем, как живут подростки в этих учреждениях, что в ВК разрешено, а что под запретом, какие виды воспитательных колоний существуют, а также приложим список воспитательных колоний для несовершеннолетних в России.

За что попадают в воспитательную колонию в России?

Система применения наказаний в нашей стране сегодня такова, что далеко не всех молодых людей приговаривают к заключению в колонию – большинство отделываются штрафами. Таким образом, оступившемуся подростку дают возможность исправиться, находясь в обществе, среди родных, в привычной обстановке.

Но если он совершил такие серьезные преступления как убийство, изнасилование, сбыт наркотиков, разбой, тогда у него есть реальный шанс оказаться за решёткой. Эта же незавидная участь ждёт и рецидивистов.

В Можайской ВК, например, был случай, когда первые 11 судимостей у паренька были условными, а на 12-й раз дали реальный срок…

Какие виды воспитательных колоний существуют?

Воспитательные колонии делятся, как и взрослые зоны, на мужские и женские. Причем женских в списке воспитательных колоний для несовершеннолетних в России насчитывается куда меньше, чем мужских. Более важное деление касается условий отбывания наказания в воспитательных колониях. Существуют обычные, облегченные, льготные и строгие условия.

Когда применяются те или иные условия отбывания наказания в воспитательных колониях?

  • В обычных условиях живут большинство прибывших на зону подростков.
  • В строгих условиях отбывают наказание те, кто осужден за умышленные преступления, совершенные в колонии, рецидивисты, а также обитатели ВК, признанные злостными нарушителями порядка.
  • В облегченные условия переводятся из обычных те заключенные, которые добросовестно соблюдают правила и прилежно учатся.
  • Для подготовки к освобождению воспитанники, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия.

Если осужденный постоянно нарушает режим, его могут перевести из льготных и облегченных условий отбывания наказания в обычные, а из обычных – в строгие.

Что можно заключенным при разных условиях отбывания наказания в воспитательных колониях?

1. Обычные условия (живут в общежитиях)

А) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости заработанные ими в колонии деньги, получаемые пенсии и пособия, а также иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 10800 рублей;

Б) иметь 8 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания в течение года;

Источник: https://fsin.ru/articles/chto-takoe-vospitatelnaya-koloniya-vidy-otbyvanie-nakazaniya

Несовершеннолетний осужденный — преступник или ребенок?

Несовершеннолетние в местах лишения свободы


Для того чтобы дать ответ на такой вопрос как: «Несовершеннолетний осужденный — преступник или ребенок?», для начала нужно разграничить понятия «преступник», «ребенок», «несовершеннолетний осужденный».

Рассмотрим анализ некоторых законодательных закреплений данных категорий. Так, Конвенция о правах ребенка в статье 1 определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1].

В Семейном кодексе Российской Федерации в п.1 ст. 54 закреплено, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) [3].

В Гражданском Кодексе Российской Федерации в статье 26 указано, что несовершеннолетним является лицо в возрасте от 14 до 18 лет [2].

Сопоставление части 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой дается понятие дееспособности гражданина, позволяет сделать вывод: понятие «ребенок» и «несовершеннолетний» используются в Российской Федерации, как равнозначные [15. С. 171].

Под преступником понимается человек, который совершает или совершил преступление [13].

Согласно ч. 1 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В случаях совершения преступлений, перечисленных в ч.2 ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцати лет [4].

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации в п. 9 ст.

74 закреплено положение, что в воспитательных колониях (далее — ВК) отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет.

В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет [5].

Одной из наиболее важных задач уголовно-исполнительной системы является исправление лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. В большинстве случаев подростки встают на путь совершения преступления под воздействием социума, который влияет на всю структуру личности молодого человека [12. С. 10].

Наиболее социально дезориентированные и педагогически запущенные несовершеннолетние правонарушители сконцентрированы в воспитательных колониях, следственных изоляторах, а также состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [14. С. 10].

подростков в изоляции порождает у них целый комплекс негативных и специфических проявлений, обусловленных резким сломом привычного стереотипа поведения и многих жизненных планов, психологическим стрессом; разрывом социально полезных связей с близкими родственниками и друзьями и полной неопределенностью дальнейшей судьбы [14. С. 10].

Характерной особенностью (а в последнее время это становится серьезной проблемой для многих учреждений) является поступление несовершеннолетних, уже придерживающихся криминальных традиций и обычаев.

Отдельные элементы криминальной субкультуры среди подростков культивируются в школах, детских домах (интернатах).

Несовершеннолетние, являющиеся носителями криминальной субкультуры (при поступлении в СИЗО, помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора, ВК), быстро завоевывают авторитет среди других подростков, негативно влияют на них и провоцируют совершение правонарушений.

Именно по этой причине на первый план выходит направление в Воспитательные колонию упреждающей информации из СИЗО о поведении и намерениях отрицательно настроенной части несовершеннолетних. С учетом поступивших сведений в воспитательной колонии может разрабатываться алгоритм действий и профилактических мероприятий еще до прибытия осужденных в учреждение [14. С. 11].

Оказавшись в воспитательной колонии за совершенные преступления, они подвергаются исправительному воздействию, не всегда достигающему нужного эффекта. У осужденного появляется психологический барьер — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. д.), мешающее ему успешно выполнять некоторое действие.

Психологические барьеры несовершеннолетних осужденных представляют собой затруднения, возникающие в процессе адаптации к условиям отбывания наказания, общения с другими осужденными, смыслового восприятия требований представителей администрации, саморегуляции эмоционального состояния, формирования мотивационно сферы личности.

Для осужденных характерна адаптация на психофизиологическом и социально-психологическом уровне. В первом случае они приспосабливаются к условиям исполнения уголовного наказания, во втором — к элементам среды в учреждении.

Условия исполнения уголовного наказания вызывают внутриличностный конфликт, повышенную эмоциональную напряженность и другие психические состояния и чувства. Осужденные испытывают глубокие острые переживания, обусловленные воздействием уголовного наказания, чувство страха в связи с тем, что им предстоит находиться в среде преступников.

На этой стадии у некоторых из них могут наблюдаться конфликты, различные эмоциональные расстройства, агрессивные проявления или депрессивные состояния [12. С. 10].

По данным Л. А. Китаева-Смыка, довольно часто во время адаптации личности к условиям социальной изоляции наблюдается не только тревожность, но и стресс. Несовершеннолетний осужденный, оказавшись в стрессовой ситуации, затаивается, присматриваясь к окружающим, оценивает перспективу своих контактов с ними [9].

Вновь прибывшие осужденные в некоторых случаях с целью адаптации самоутрверждаются в отрицательной среде путем создания различных конфликтов. Такое поведение служит своего рода доказательством верности и адаптированности к обычаям и традициям малых групп отрицательной направленности [12. С. 11].

Основными психологическим барьерами, возникающими у несовершеннолетних осужденных, являются адаптационные, смысловые, эмоциональные, мотивационные барьеры и барьеры общения, которые имеют свою специфику проявления в условиях отбывания наказания (невротичность, агрессивность, раздражительность, ощущение одиночества, повышенная тревожность, фрустрация, ригидность и др.). Эффективно справиться с ними в процессе психологической коррекции будет возможно при следующих условиях:

– выявление и преодоление внутриличностных противоречий, возникающих между личностью и средой, а также внутренних противоречий личности осужденного;

– коррекция мотивационной среды, исключающая безнравственное отношение к нормам поведения члена общества;

– реализация программы преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных [12. С.14].

Рассмотрим некоторые аспекты данной темы с психологической точки зрения.

Преступление есть лишь проявление некой внутренней сущности определенной человеческой личности и, следовательно, опасность для общества представляет не столько предусмотренное законом конкретное преступление, сколько сама преступная личность [7. С. 9].

Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами; при этом многие правонарушения совершаются демонстративно, с проявлениями немотивированной агрессии и цинизма [11. С. 40].

Характеристика несовершеннолетних правонарушений во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности [7. С. 10].

Несовершеннолетние преступники по сравнению с подростками, правонарушений не совершивших, имеют социально отягощенные дефекты психофизиологического и интеллектуального развития, в том числе:

– различные нарушения в деятельности организма, происходящие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);

– ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.);

– заболевание алкоголизмом;

– явления физического инфантилизма (вялость, работоспособность и т. д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

– пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта [10. С. 212].

Попадая в места лишения свободы, несовершеннолетний ограничивается в реализации своих прав, он «изолируется» от общества, разрывается прямая связь с семьей и друзьями.

И, следовательно, каждому несовершеннолетнему осужденному, находящемуся в местах лишения свободы необходима поддержка и понимание, которую в Воспитательных колониях должны обеспечивать сотрудники воспитательных, психологических, социальных и других структур.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также изучение результатов анкетирования практических работников позволил разработать и выделить Ким Н. П. следующие требования к работе с осужденными несовершеннолетними, которые будущий сотрудник должен усвоить:

  1. Воспитательно-коррекционную работу с осужденными несовершеннолетними нельзя понимать только как устранение, искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Воспитательно-коррекционная работа с осужденными несовершеннолетними — это формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.
  2. Необходимо вовлечь несовершеннолетнего в процесс самовоспитания, организовать борьбу его с собственными недостатками. Раскрывая систему воспитательных воздействий на трудных подростков, необходимо понимать, что формирование личности трудновоспитуемого есть сочетание перевоспитания с обычными мерами воспитания и самовоспитания. Иначе говоря, подросток должен быть пассивным объектом воспитательных воздействий, необходима активизация его личности, использование ее здоровых нравственных сил для борьбы с собственными недостатками.
  3. Воспитательно-коррекционная работа с осужденными несовершеннолетними не должна быть эпизодичной.
  4. Общение с осужденными несовершеннолетними должно быть доброжелательным. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость.
  5. Сотруднику необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого осужденного несовершеннолетнего и стараться опереться на положительное в работе по его перевоспитанию.
  6. Строить работу на доверии к несовершеннолетнему. Осужденные несовершеннолетние очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию. Существуют три условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной:

а) доверие должно быть естественным и непринужденным, а не явно искусственным приемом. Несовершеннолетний должен поверить в искренность сотрудника и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;

б) сотрудник должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у несовершеннолетнего не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;

в) сотрудник, оказав доверие несовершеннолетнему, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать несовершеннолетнему освоиться с новой ролью, постоянно держать такого подростка в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку [8. С. 111].

По утверждению Л. С. Выготского, личность — не законченная, а постоянно текущая динамическая форма взаимодействия между организмом и средой, что доказывает возможность «перевоспитания» ее в иной социальной среде. [6].

В заключении ответим на вопрос, поставленный в начале статьи: «Несовершеннолетний осужденный — преступник или ребенок?».

Несомненно, каждый человек может оступиться, совершить ошибку, но если несовершеннолетний в силу каких-то причин и обстоятельств совершает правонарушение и признается судом виновным, он переходит в категорию несовершеннолетний осужденный.

Если правильно организовать работу с несовершеннолетними осужденными в Воспитательных колониях, чтобы они не совершали больше правонарушений, переосмыслили свое поведение и сделали выводы, то несовершеннолетние осужденные после освобождения из мест лишения свободы больше не попадут в исправительные колонии, а пойдут по пути ресоциализации и адаптации к современному обществу. К каждому несовершеннолетнему осужденному необходимо относиться как к ребенку, а не как преступнику, ведь всем несовершеннолетним необходима поддержка и забота. Если несовершеннолетний будет чувствовать, что к нему относятся как к преступнику, то и поступки он будет совершать соответствующие категории «преступник».

Здоровый (физически и психически) подросток — это полноценное поколение будущего, активный, творческий, экономический потенциал страны [7. С. 2].

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/195/48626/

Колония для несовершеннолетних

Несовершеннолетние в местах лишения свободы

Несовершеннолетние в мировой юридической практике считаются особой категорией субъектов правоотношений и преступлений.

В силу их неполного нравственного, поведенческого и интеллектуального развития они не могут в полной мере осознавать последствия своих действий. Именно поэтому для них в отечественной системе исправительных институтов и учреждений создана специальная тюрьма.

Колония для несовершеннолетних в большей степени носит не карающий характер, а воспитательный. Такое воздействие создает почву для потенциального исправления малолетних преступников, с целью ограждения их от рецидива.

Со скольки лет сажают в колонию для несовершеннолетних, и какие виды детских колоний бывают – на эти вопросы Вы найдете ответ в данной статье.

Что такое воспитательная колония?

Воспитательная колония – это один из видов исправительных учреждений в стране. В нем отбывают наказание в виде лишения свободы лица, не достигшие возраста в 18 лет.

До 1997 года такие колонии носили название «трудовые колонии» или ВТК «воспитательно-трудовые колонии». Их число в то время было в разы меньше, чем сегодня.

Особенности функционирования воспитательных колоний и порядок исполнения наказания в данном виде исправительного учреждения закреплены в главе 17 Уголовно-Исполнительного Кодекса.

Режимы отбывания наказания

Уголовно-исполнительным Кодексом предусмотрены несколько режимов исполнения наказания несовершеннолетними. Это обычный, льготный, облегченный и строгий режим.

Всех по умолчанию осужденных, поступивших в первый раз в колонию, помещают в обычные условия содержания.

Если в течение 3 месяцев нахождения в обычных условиях подросток не допускает нарушений порядка, его переводят в облегченный режим.

Если же, наоборот, за подростков неоднократно фиксируются нарушения, он попадает в карцер или конфликтует с сокамерниками, то его переводят в строгий режим.

Перед окончанием срока заключения подростков переводят на льготный режим содержания.

Полный перечень оснований для перевода осужденного из одного режима в другой закреплены в статье 132 УИК РФ.

Итак, тем осужденным, кто отбывает наказание в обычных условиях разрешено:

  • 10800 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 8 краткосрочных и 4 долгосрочных свидания в год.

При нахождении на облегченных условиях осужденные имеют право на:

  • 11400 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 12 краткосрочных свиданий и 4 долгосрочных свидания в год.

Льготный режим содержания подростков предполагает разрешения следующего характера:

  • Нет ограничений на расходование денежных средств;
  • 6 длительных свиданий и неограниченное количество краткосрочных свиданий в год.

Для строгих условий характерно:

  • 9600 рублей в месяц расходов на питание и иные нужды;
  • 6 краткосрочных и 4 длительных свидания в год.

Обычные, льготные и облегченные условия отбывания наказания предполагают проживание осужденных в общежитиях. В строгих условиях осужденные проживают в запираемых изолированных помещениях.

За что сажают в тюрьму для несовершеннолетних?

По общему правилу детская колония для несовершеннолетних распространяется на содержание подростков, не достигших 18 лет. Но в большей части преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Однако, это не означает, что дети 14 лет или даже младше этого возраста не могут сесть в тюрьму. За особо тяжкие преступления могут быть привлечены к ответственности и более молодые дети.

Попасть в детскую тюрьму можно за следующие виды преступлений:

  • Убийство;
  • Грабеж и кража;
  • Хранение и распространение наркотиков;
  • Терроризм;
  • Угон автомобиля и др.

Судебная практика 2020 года говорит о том, что суды стараются не применять в отношении несовершеннолетних наказание в виде реального лишения свободы.

Как правило, подросткам за преступления легкой или средней тяжести выносят условное наказание.

Реальный срок будет применяться при наличии отягчающих обстоятельств, большой общественной опасности данного ребенка.

Как живут в воспитательных колониях?

Для несовершеннолетних девочек и для несовершеннолетних мальчиков существуют отдельные исправительные учреждения.

Правила внутреннего распорядка в таких тюрьмах строго регламентированы, но имеют более мягкие условия содержания, чем во взрослых тюрьмах.

Основные характерные особенности содержания осужденных в колонии выглядят следующим образом:

  • Дети привлекаются к труду, но количество рабочих часов соответствует возрасту осужденного ребенка. Они занимаются изготовлением мебели, шитьем, готовкой и другими занятиями.
  • Дети обязательно посещают школьные занятия, где осваивают образовательную программу.
  • В ночное время и в выходные дни работа детей запрещена.
  • 50% от заработанных на зоне средств перечисляется на счет осужденных.
  • Подъем в воспитательной колонии в 6.30 утра и перед каждым важным занятием происходит построение.
  • Несовершеннолетние имеют право получать заочное образование во время срока отбывания наказания.

Окончание срока нахождения в колонии

Итак, очевидно, что для детских колоний остро стоит проблема выхода осужденных из категории несовершеннолетних до окончания срока наказания.

Эта проблема решается двумя способами:

  • Оставление в воспитательной колонии после достижения совершеннолетия.
  • Перевод осужденных из воспитательных колоний в исправительные.

Решение об оставлении в воспитательной колонии подростка принимается совместно начальником колонии с прокурором.

Оставить осужденного в воспитательной колонии можно только на год – до достижения им 19 лет.

После достижения совершеннолетия подросток переводится в исправительную колонию в том случае, если он отрицательно характеризуется. Происходит этот перевод только по постановлению суда.

Все остальные осужденные, которые достигли возраста 19 лет, переводятся на дальнейшее отбывание срока наказания в исправительную колонию по постановлению начальника колонии.

Меры поощрения и наказания

В зависимости от поведения осужденных в стенах воспитательной колонии дети могут получать различные поощрения или наказания со стороны начальства исправительного учреждения. Закреплены данные правовые действия в ст. 135 и ст. 136 УИК РФ.

За хорошее поведение в тюрьме подростки могут получить в качестве поощрения:

  • Перевод на более мягкие условия содержания;
  • Посещение спортивных и культурных мероприятий на воле в сопровождение сотрудника колонии;
  • Можно досрочно покинуть сизо для несовершеннолетних;
  • Возможность покинуть колонию на время в сопровождении родственников.

За плохое поведение в отношении подростка могут быть применены санкции следующего характера:

  • Вынесение выговора;
  • Закрытие в изоляторе;
  • Штраф в размере не более 2 МРОТ;
  • Запреты на проведение досуга.

Кроме того, при систематических нарушениях порядка осужденный скорее всего будет переведен на более строгие условия содержания.

Список колоний несовершеннолетних

Сегодня в России функционирует 24 воспитательных колонии для несовершеннолетних. Из них только 2 содержат в своих стенах девочек-преступниц.

Подробно территориальный перечень колоний представлен следующим образом:

  • Две колонии в Московской области;
  • Две колонии в Алтайском крае;
  • В Краснодарском, Красноярском и Приморском крае по одной колонии;
  • Колония для несовершеннолетних девочек находится в Белгородской области;
  • В Ростовской, Самарской, Рязанской, Воронежской и Волгоградской областях находятся колонии для мальчиков;
  • В Орловской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Нижегородской областях также есть детские колонии.

По данным 2017 года в колониях для несовершеннолетних содержится около 1700 человек. При этом большая часть из них содержится в обычных или облегченных условиях, что свидетельствует о том, что подростки активно встают на путь исправления.

Колония для несовершеннолетних – это воспитательное учреждение, в котором особое значение уделяется нравственному развитию преступивших закон подростков.

цель такого учреждения заключается в перевоспитании трудных подростков, разъяснении им противоправности совершенных ими проступков и опасности возможного рецидива преступного деяния.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/koloniya-dlya-nesovershennoletnix/

Исполнение наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними в воспитательных колониях

Несовершеннолетние в местах лишения свободы
В отношении несовершеннолетних осужденных, для исполнения наказания в виде лишения свободы, законодатель предусмотрел создание воспитательных колоний, которые являются одним из видов исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Термин «воспитательные» не случаен, ибо в них по сравнению с исправительными колониями, по мнению законодателя, в большей мере необходимы разработка и применение различных форм и методов воспитательного и психолого-педагогического воздействия на осужденных; создание условий содержания, учитывающих возрастные, индивидуальные особенности, психическое и физическое состояние несовершеннолетних. В режиме отбывания наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних преобладают меры воспитательного характера, а ограничения менее строгие, чем в соответствующих колониях для взрослых.В соответствии со ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации одними из достаточно серьезных видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются исправительные работы, арест и лишение свободы на определенный срок.

Назначение исправительных работ несовершеннолетним предусмотрено на менее длительный срок, чем для взрослых. Сокращение сроков исправительных работ, очевидно, оправданно, но по существу не повышает их эффективность.

Объясняется это возрастом осужденных и самим характером наказания. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте 14 – 15 лет, поскольку прием на работу таких лиц ограничен.

Кроме того, в условиях излишков рабочей силы устройство на работу таких лиц весьма проблематично.

И все же применение исправительных работ в отношении несовершеннолетних 16 – 17 лет, когда имеется такая возможность, вполне оправданно как альтернатива лишению свободы даже за преступления средней тяжести, если не наступило тяжких последствий и преступление совершено впервые.

Арест как краткосрочное лишение свободы для несовершеннолетних, вставших на путь совершения мелких уголовно наказуемых правонарушений, является достаточно жесткой мерой для таких случаев и способен повлиять на их дальнейшее поведение.

Это наказание обладает определенной степенью карательного воздействия и может оказаться полезным средством изменения для несовершеннолетнего привычной неблагоприятной среды. При этом необходимо подчеркнуть, что арест как мера наказания к несовершеннолетним в возрасте 14 – 15 лет не применяется.

Лишение свободы для несовершеннолетних, является самой строгой мерой наказания. Это наименее желательное в отношении таких лиц наказание, хотя высший предел его и ограничен десятью годами.

Но в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений, а также при неоднократном совершении преступлений и тем более при рецидиве применение лишения свободы неизбежно.

В соответствии с ч.1 статьи 56 Уголовного кодека Российской Федерации лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.
Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается:● несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола – в воспитательных колониях общего режима;● несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, – в воспитательных колониях усиленного режима.Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. Таким образом, законом установлено, что для несовершеннолетних мужского пола исключено отбывание наказания в колониях строгого и особого режима, а также в тюрьме. Для несовершеннолетних женского пола не назначается отбывание наказания и в колониях усиленного режима. Не отбывают наказание несовершеннолетние и в колониях-поселениях. Обеспечивая для несовершеннолетних отбывание наказания в виде лишения свободы отдельно от взрослых преступников, законодатель реализует принципы дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний; рациональное применение мер исправительного воздействия на осужденных. Как правило, несовершеннолетние отбывают наказание в одной воспитательной колонии и в пределах административно-территориального региона, где они проживают или совершили преступление. В отношении несовершеннолетних это положение имеет особое значение и прежде всего для сохранения социально-полезных связей, в целях успешной социальной адаптации их после освобождения. Лишь при необходимости они направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих вос¬питательных колоний.Согласно ст. 132 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

В обычных условияхв воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказаниев строгих условиях.

В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания.

По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

● осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин – по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях; ● осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, – по отбытии шести месяцев в обычных условиях. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. В тоже время, осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания. Если осужденные признанны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, то они переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие. Также и осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, если они признанны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, они переводятся в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда. В случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных, облегченных и льготных условиях, проживают в общежитиях. Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. В соответствии со статьей 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено общее правило, согласно которому осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет пенсий и социальных пособий. Это положение в полной мере распространяется на несовершеннолетних, отбывающих наказания в воспитательных колониях.

Николай Северин

Источник: http://prisonlife.ru/analitika/409-ispolnenie-nakazaniya-v-vide-lisheniya-svobody-nesovershennoletnimi-v-vospitatelnyh-koloniyah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.