Незаконное присвоение государственного имущества карается законом

Содержание

Хищение государственного имущества

Незаконное присвоение государственного имущества карается законом

Должностные полномочия часто касаются принятия решений о распределении государственных денежных средств и иного имущества. Такая возможность позволяет завладеть имуществом в личных корыстных целях.

Как и любое хищение, завладение государственной собственностью карается по закону. При этом нужно учесть, что ущерб от такой деятельности обычно является крупным, а значит и предусмотренное наказание будет суровым.

Виновному в хищении государственного имущества грозит до 10 лет лишения свободы.

Что считается хищением государственного имущества

Хищением является незаконное завладение имуществом без согласия на это его владельца. При хищении государственной собственности злоумышленник посягает на имущество, которое числится на балансе государственных учреждений. При этом выделяют два типа такого хищения – присвоение и растрата.

Присвоение имущества характеризуется его использованием в личных целях после того, как злоумышленник похитил государственную собственность. Растрата предполагает передачу украденных вещей третьим лицам, как на безвозмездной основе, так и за деньги.

В некоторых случаях присвоение государственного имущества имеет признаки кражи. Такую квалификацию содеянному дают, если злоумышленник завладел имуществом тайно.

Попыткой кражи считается присвоение имущества, которое не было завершено по независящим от преступника причинам.

Ещё один распространённый вид завладения государственной собственностью – мошенничество. В данном случае преступник получает имущество при помощи обмана. Большинство афер основаны на использовании подложных документов.

Состав преступления

При оценке произошедшего хищения государственного имущества нужно учитывать все сопутствующие характеристики и обстоятельства действий преступников. Ключевыми элементами состава данного преступления являются:

  • Объект преступления. Им может являться любая ценная собственность, принадлежащая государству. В отношении хищения частной собственности действуют другие правовые нормы оценки и назначения наказания.
  • Субъект преступления. В этой роли может выступать один человек или группа лиц. Важно, чтобы злоумышленники были признаны вменяемыми и достигли возраста 16 лет. На практике, субъектами хищения государственного имущества обычно являются должностные лица, которые имеют доступ к такому имуществу. Следовательно, они достигли совершеннолетия и являются вменяемыми, так как при несоответствии данному критерию не смогут трудоустроиться на какие-либо должности.
  • Объективной стороной хищения государственного имущества является прямой умысел на получение личной выгоды.
  • Субъективную сторону преступления определяет вина, мотив и цель злоумышленника.

Дополнительно к определению этих элементов состава преступления, для его квалификации нужно доказать является ли хищение имущества его присвоением или растратой, а также уточнить обстоятельства совершения преступления. Всё это непосредственным образом влияет на назначение наказания в суде.

Квалифицирующие признаки

Для определения наказания виновному необходимо выявить ряд важных квалифицирующих признаков содеянного. Ключевым среди них является сумма ущерба.

Совершение хищения государственного имущества организованной группой преступников по предварительному сговору также является квалифицирующим признаком правонарушения. В этом случае суд назначит всем виновным более суровое наказание, чем при совершении данного преступления одним человеком.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Злоупотребление должностными полномочиями – ещё один квалифицирующий признак хищения государственного имущества. Занимая определённую должность в государственном учреждении, гражданин по роду службы может иметь доступ к материальным ценностям. Злоупотребление полномочиями очень часто сопутствует растрате бюджетных средств.

В некоторых случаях в результате хищения потерпевшему наносят не только материальный ущерб, но и вред его здоровью и даже жизни. Это является серьёзным отягчающим обстоятельством. Действия виновного могут квалифицировать сразу по нескольким статьям УК РФ.

Злоупотребление служебным положением

Нужно учитывать, что кража государственного имущества лицом, не имеющим должностных полномочий, позволяющих распоряжаться этим имуществом, карается менее строго, чем при таком же хищении, но с использованием возможностей, которые даёт определённая государственная должность.

Злоупотребление полномочиями характеризуется:

  • Получением денежной или иной выгоды.
  • Заведомом преследовании цели использовать должность в личных интересах, несмотря на осознание того факта, что это является нарушением закона.
  • Подтверждённым фактом использования должности для сокрытия нарушения или передачи какого-либо объекта третьему лицу.

На практике редко хищение государственного имущества в крупном размере происходит без злоупотребления должностными полномочиями. Это объясняется тем, что только сотрудники государственных учреждений вправе принимать решения о распоряжении средствами муниципального бюджета и иной собственностью, числящейся на балансе местных органов власти.

Ответственность за хищение государственной собственности

Как уже сказано выше наказание за присвоение или растрату государственной собственности формируется, исходя из квалифицирующих признаков. Санкции за данное преступление определены статьёй 160 УК РФ.

Первая часть этой статьи наказывает за совершение растраты или присвоения имущества без отягчающих обстоятельств. Виновному грозит:

  • Штраф до 120 тысяч рублей (доход за год).
  • Обязательные работы до 240 часов.
  • Исправительные работы до полугода.
  • Принудительные работы до 2 лет.
  • Ограничение или лишение свободы на тот же срок.

Если хищение государственного имущества было совершено группой лиц по предварительному сговору, либо повлекло причинение ущерба в значительном размере, то виновные будут наказаны:

  • Штрафом до 300 тысяч рублей (доход за 2 года).
  • Обязательными работами до 360 часов.
  • Исправительными работами до года.
  • Принудительными работами до 5 лет.
  • Лишением свободы на тот же срок.

Дополнительно к принудительным работам и лишению свободы суд может назначить ограничение свободы на год.

Причинение ущерба в крупном размере, а также злоупотребление должностными полномочиями при совершении хищения государственного имущества, наказывается:

  • Штрафом на сумму 100-500 тысяч рублей (доход за 1-3 года).
  • Запретом занимать определённые должности в течение 5 лет.
  • Принудительными работами до 5 лет. Дополнительно может быть назначено ограничение свободы на 1,5 года.
  • Лишением свободы на 6 лет. Дополнительно суд вправе оштрафовать виновного на 10 тысяч рублей (доход за 1 месяц), либо ограничить его свободу на 1,5 года.

При совершении хищения государственной собственности организованной преступной группой или в особо крупном размере, наказанием будет лишение свободы на 10 лет с возможным дополнительным штрафом до миллиона рублей или ограничением свободы на 2 года.

Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/xishhenie-gosudarstvennogo-imushhestva/

Хищение государственного имущества статья 89 УК РФ: понятие и ответственность

Незаконное присвоение государственного имущества карается законом

Хищение чужого имущества в зависимости от способа совершения этого деяния, условно можно подразделить на некоторые группы, среди которых и кража. Кража государственного имущества наказывается абсолютно также, как и кража вещей, принадлежащих частному лицу.

Понятие хищения

Хищение государственного имущества, статья 89 УК РФ ранее находилась в Уголовном кодексе РФ старого образца. Связано это было с тем, что в сложившейся экономической ситуации, хищение госимущества имело очень строгое наказание.

Так как большинство имущества было именно государственным, то за его кражу, в размере даже не более тысячи рублей, человека могли лишить свободы.

Хищение имущества, вне зависимости от формы собственности, наказывается по статье 158 УК РФ

Теперь же хищение имущества, вне зависимости от формы собственности, наказывается по одной статье 158 УК РФ. Под хищением понимается такое изъятие имущества, которое происходит в тайном порядке, чтобы никто из третьих лиц этого не видел.

Если же кто-то посторонний при этом присутствовал, но преступник думает, что поступает тайно, деяние также будет квалифицироваться как кража.

Ранее особо крупным размером кражи признавалось такое хищение, которое превышает минимальный размер оплаты труда. Сейчас же особо крупной кражей будет признаваться такое преступление, ущерб от которого превышает один миллион рублей.

Контроль в отношении охраны государственной собственности

Уберечь государственное имущество от преступного посягательства на сегодняшний день довольно–таки сложно. Зачастую преступления совершаются именно государственными служащими, которые используют свое должностное положение для осуществления преступного замысла.

Частым преступлением в данной сфере является присвоение или же растрата. Государство принимает широкий комплекс мер для того, чтобы смягчить негативные последствия от преступлений в сфере государственной собственности. Таковыми являются:

  1. Увеличение суммы штрафных санкций.
  2. Увеличение числа внутренних проверок в государственных органах.
  3. Обширная работа с кадровым составом, «фильтрация» недобросовестных государственных служащих.

Именно эти меры и должны служить ограничению совершения преступных деяний в отношении государственной собственности.

Какие существуют проблемы

Часто, в сфере госзакупок, преступники выполняют работы намного дешевле, заявленной стоимости, таким образом похищенные деньги делят между соучастниками

Российская Федерация – государство довольно-таки большое, поэтому полностью контролировать поток расходов и доходов в нем практически невозможно. В связи с этим должностные и любые другие лица идут на преступление, думая, что их деяние останется незамеченным.

Контролировать расхитителей, являющихся обычными гражданами – несколько проще. Иное дело обстоит с государственными служащими. Они, в качестве прикрытия своего преступления, используют подложные документальные акты, проверить достоверность которых в некоторых ситуациях не представляется возможным.

Зачастую преступники вступают в сговор с другими лицами. Это имеет место в сфере государственных закупок. Там по договоренности выполняются работы, намного дешевле заявленной их стоимости. Похищенные деньги, как правило, делятся между соучастниками.

Ответственность по статье и меры наказания

Уголовным законом предусмотрено несколько возможных видов наказания. Для кражи могут быть использованы следующие принудительные меры:

  1. Ограничение свободы.
  2. Наказывается лишением свободы на срок, определенный соответствующей частью.
  3. Исправительные работы на определенный срок.
  4. Штрафные санкции в виде фиксированной суммы или же в виде дохода осужденного за период, указанный в соответствующей части статьи 158 УК РФ.

Важно! Тот или иной вид наказания применяется в зависимости от тяжести совершенного деяния, обстоятельств, предшествующих этому и иных существенных факторов, принимаемых во внимание судом, выносящим решение.

Уголовным законом предусмотрено несколько возможных видов наказания

Основным фактором, предшествующим выбору наказания является не только способ совершения преступления, но и сумма причиненного ущерба.

Выделяется значительный размер, крупный и особо крупный. Значительный размер — единственная категория, которая определяется в зависимости от потерь потерпевшего.

Все же остальные размеры установлены на законодательном уровне.

Неотвратимость наказания

Разумеется, что за любое деяние, предусмотренное уголовным законодательством, преступник должен нести соответствующую ответственность. Избежать наказания не получится. Многие преступники, желающие «замести следы», совершают ряд других преступлений, которые в совокупности могут повлечь за собой еще более жесткое наказание.

При решении вопроса о том, можно ли уклониться от ответственности, нужно помнить и о сроках давности привлечения к ней. В той ситуации, когда они уже истекли, гражданин привлечен к наказанию не будет. Пожалуй, это и есть единственный способ уклонения от ответственности.

Стоит помнить, что при введении следствия в заблуждение, укрывательства от органов правосудия, могут наступить негативные последствия. Суд учитывает все эти факторы при рассмотрении дела, и при их наличии, может вынести более строгое наказание, чем если бы преступник помогал следствию и раскаялся в совершенном им противоправном деянии.

Заключение

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98 

Это быстро и бесплатно!

Таким образом, хищение государственного имущества больше не представляет собой отдельной статьи Уголовного кодекса. Вне зависимости от того, чье имущество было похищено, деяние будет квалифицироваться по статье 158 Уголовного кодекса РФ.

Источник: https://prava.expert/uk/krazha/otvetstvennost-za-hishhenie-gosudarstvennogo-imushhestva-po-state-89-uk-rf.html

Хищение государственного имущества: статья УК РФ за кражу, наказание и ответственность

Незаконное присвоение государственного имущества карается законом

Под «хищением» принято подразумевать незаконное завладение чужим имуществом в корыстных целях. Кража может затронуть не только интересы отдельных граждан, но и государства в целом, ведь современные злоумышленники умудряются воровать госимущество.

В большинстве случаев делают это высокопоставленные чиновники, используя свои должностные полномочия. 160 статья УК РФ за хищение государственного имущества регламентирует достаточно суровое наказание, ведь преступление относят в категорию большой тяжести.

Что является хищением госимущества

Хищение предстает достаточно обширным понятием, поэтому чтобы разобраться в вопросе, что собой являет хищение государственного имущества, необходимо рассмотреть его подтипы. Присвоение чужого имущества в данной ситуации затрагивает интересы государства, злоумышленник своими действиями сам определяет степень тяжести нарушения.

Подтипом хищения госимущества есть его растрата, это завладение и распоряжение в собственных интересах вверенным материальным благом.

К примеру, распоряжение денежными средствами, вверенными на восстановление поврежденных дорог или продажа недвижимости третьим лицам, которая должна была прослужить общественности в качестве детского садика.

Растрата считается оконченным преступлением после совершения противоправного использования субъектом в своих целях вверенного ему имущества.

Госимущество может быть также присвоено. Присвоение – это безвозмездное обращение имущества в свою пользу, совершенное против воли собственника.

Присвоение собственности считается оконченным после того, как субъект совершил действие, направленное на обращение государственной собственности в свою, частную.

Например, преступление окончено с момента, когда лицо скрывает наличие у него денежных средств, которые оно должно было поместить на банковский счет.

Кража госимущества может осуществляться путем мошенничества. Для этого должностное лицо может подделать необходимые документы и осуществить продажу имущества, на которое особых прав не имеет.

Если виновный часть вверенного ему имущества растратил, а другую часть присвоил, то действия не определяются, как совокупность преступлений. Ответственность будет нести злоумышленник по одной статье. Наказание должностное лицо будет нести исходя из своих действий. В некоторых случаях виновного могут привлечь за злоупотребление своими полномочиями по совокупности преступлений.

Ответственность за нарушение

Для того чтобы должностное лицо в полной мере ответило за такое преступление, как кража гос. имущества, УК РФ определяет перечень квалифицирующих признаков, которые могут отягощать вину нарушителя.

Для законодателя важно определить стоимость объекта, который был похищен, размер ущерба от действий злоумышленника, а также факт совершал ли нарушение один человек или действовал в сговоре с другими.

Государственные сотрудники, занимающие высокие должности, должны понимать, что им нельзя переступать закон, за злоупотребление своими полномочиями они будут жестоко наказаны.

Для того чтобы укрепить доверие простых граждан к управляющему аппарату, регулярно проводятся проверки государственных служащих на добросовестность.

Существует большая вероятность, что факт преступление вскроется, поэтому рисковать своим высоким положением ради личной наживы не стоит, хотя некоторых лиц это не останавливает.

Большинство из них надеется, что используя свои связи, смогут замять дело, хотя, в конечном итоге, сталкиваются с наказанием в виде штрафа от 100 тысяч до 500 тысяч рублей и лишением права занимать высокопоставленную должность. Нарушителю могут быть назначены принудительные работы до 5 лет с последующим ограничением свободы до 2 лет. В случае с квалифицирующими признаками, злоумышленник будет лишен свободы на срок до 6 лет со штрафом или без него.

Воровство, совершенное группой лиц, наказывается штрафом до 300 тысяч рублей или обязательными работами до 360 часов. Могут быть назначены исправительные работы на срок до одного года или 5 лет принудительных работ. Самой строгой санкцией статьи по второй части, является лишение свободы до 5 лет с последующим ограничением свободы до 1 года.

Если расхищение осуществлялось в особо крупном размере либо группой лиц с использованием должностных полномочий, наказанием будет тюремное заключение до 10 лет с выплатой штрафа и конфискацией имущества.

Самый меньший размер санкции получит по 160 статье человек, который умудрился украсть государственную собственность без помощи должностных полномочий и других людей.

В зависимости от стоимости украденного, наказание следующее:

  • штраф до 120 тыс. рублей;
  • обязательные работы на 240 часов;
  • исправительные работы до 6 месяцев;
  • работы принудительного характера до 2 лет;
  • лишение свободы по первой части назначают редко, хотя законодателем эта санкция предусмотрена на срок до 2 лет.

Укрепление уголовно-правового контроля и охраны государственной собственности на сегодняшний день являются приоритетными в борьбе с похищением и растратой госимущества. Целостность и сохранность собственности государства имеет огромное значение для решения внутриэкономических задач в стране и для ее внешнеэкономического развития.

https://www.youtube.com/watch?v=rOTAOPwxazQ

Хищение госимущества и коррупция идут бок о бок и, пресекая одно преступление, получится предупредить другое. Если имеет место кража госимущества, какая статья ее регламентирует, теперь вам известно.

Если вы станете свидетелем подобных противозаконных деяний, то обязаны сообщить в правоохранительные органы и привлечь к ответственности недобросовестного чиновника, который используя доверие людей, набивает свои карманы.

Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/hischenie-gosudarstvennogo-imuschestva-statya-uk-rf.html

Какая статья грозит за кражу государственной собственности

Незаконное присвоение государственного имущества карается законом

Хищение государственного имущества статья УК РФ имеет важное значение для государства.Статьи УК РФ за хищение, по которым злоумышленники несут наказание– давняя проблема для Российской Федерации.

Особенно широкомасштабно разворовывались ресурсы страны в 90-х, когда страна лишилась огромного количества гигантских предприятий, земель, отдав их практически за бесценок в руки предприимчивых бизнесменов.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Контроль при борьбе с похищением и растратой гос. собственности

Несмотря на то что госимущество по закону должно охраняться также как и другие формы собственности, оно отличается от частной собственности методами использования, назначением.

Поэтому укрепление контроля и уголовно-правовой охраны – приоритеты при борьбе с похищением и растратой гос. собственности.

Не зря исследователи считают, что имущественные отношения, участником которых является государство, имеют особенности, в результате чего складываются предпосылки для признания их самостоятельным видом отношений.

Меры по контролю сделок, совершённых на заведомо невыгодных условиях, проводились ещё в 1922 году при РСФСР. По Уголовному кодексу тех лет существовала статья, подразумевающая ответственность предпринимателя, заключившего договор с властями и не выполнившего свои обязательства по нему в силу недобросовестного отношения к своим обязательствам.

Система действующих рыночных отношений сказалась на развитии экономики и на формировании отношения к государственному имуществу со стороны бизнеса. В данной системе каждый бизнесмен заинтересован в первую очередь в получении прибыли, а не в честной сделке.

Бизнес необходим государству для решения экономических задач и развития, но он требует работы под жёстким контролем, постоянного мониторинга ситуации для оперативного воздействия на «правила игры», которые исключают возможность растраты средств впустую и помогут наладить эффективное сотрудничество между властями и предпринимательством.

То есть, такая трактовка формально декриминализировала злоупотребление служебными правами для лиц, занимающих положение с такими полномочиями, злоупотребление которыми способствует организации преступления, что привело к проведению незаконной приватизации национальных предприятий. В таком же виде понятие существует в нынешнем Уголовном кодексе ст. 158 примечание 1.

По закону, на основании признака «противоправности», классифицированы следующие разновидности хищения:

  1. Растрата.
  2. Кража.
  3. Грабёж.
  4. Присвоение.
  5. Мошенничество.

Развитием среды для процветания коррупции и краж в 90-е годы послужила некачественная разработка законодательной системы, которая приняла понятие «хищение» в такой формулировке, цитата: «согласно федеральному закону от 01.07.

1994 понятие хищения обозначало противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, совершённое в корыстных целях».

По мнению части экспертов-правоведов, УК РФ компенсирует отсутствие акцента на хищении государственной собственности следующими статьями, накладывающими ответственность на чиновников и должностных лиц:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 286 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 285 УК РФ).

Рассматривая термин «хищение», следует обратиться к опыту законотворчества в СССР. Трактовку можно найти в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г.

По логике документа определена ответственность за растрату, кражу, присвоение или другое похищение гос. имущества.

Интересный факт, вытекающий из данного документа: правоприменитель вправе классифицировать как похищение всякие методы захвата национальной собственности, даже не определённые Уголовным кодексом напрямую.

Статистика по применению 285 ст. УК РФ, по данным сайта «Росправосудие»:

  • 2010г. – 7 676 дел, из которых 994 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1132), Ставропольский край (289), Саратовская область (286);
  • 2011г. –14 895 дел, из которых 2391 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1791), Красноярский край (617), Саратовская область (556);
  • 2012г. –14 260 дел, из которых 2382 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1604), Красноярский край (531), Московская область (519);
  • 2013г. – 11 627 дел, из которых 72 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1257), Республика Хакасия (488), Красноярский край (466).

Очевидный минус: трактовка не делает акцент на правонарушении (завладение, похищение) в отношении гос. имущества при содействии должностного лица, злоупотребляющего своими рабочими функциями, правонарушение в отношении государственного имущества не получает особого статуса, так как все формы собственности должны охраняться на равных правах.

Представлено количество возбуждённых уголовных дел в первой инстанции суда, касаемо 286 ст. УК РФ:

  • 2010г. –6 279 дел, из которых 754 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (189), Ростовская область(173), Краснодарский край(167);
  • 2011г. – 12 063 дел, из которых 1983 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Москва (687), Московская область (66), Красноярский край (529);
  • 2012г. –11 530 дел, из которых 2170 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (606), Ростовская область(587), Красноярский край (524);
  • 2013г. –9 448 дел, из которых 55 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Ростовская область (525), Краснодарский край(432), Красноярский край (404).

Сложно говорить об эффективности применения данных нормправоприменителем: многочисленные выявленные случаи кражи гос.

средств (например, растраты на строительство к Олимпиаде в Сочи) остаются безнаказанными до сих пор.

Одной из мер, предложенных правоведами, является усовершенствование определения, дополнив его указанием способов хищения, в том числе со злоупотреблением служебными функциями.

Ответственность должностных лиц по УК РФ

Основными регуляторами действий должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственную, экономическую функцию со стороны государства, выступают статьи 285 и 286 УК РФ.

По данным правовым нормам, ответственность предусматривается при злоупотреблении своими обязанностями (т.е.

когда человек использует свои рабочие обязанности для достижения цели, при этом злоупотребление может заключаться и в проявляемом бездействии со стороны человека) и превышении полномочий (т.е. выход за рамки своих рабочих обязанностей).

Иногда классифицировать деяние по какой-либо из данных норм затруднительно. Правоприменители часто спотыкаются о признак «корыстной заинтересованности» при назначении статьи о злоупотреблении.

Например, обвиняется государственный эксперт в том, что выдача его заключений по какому-либо вопросу проводилась с нарушениями.

Выдавал заключения без оформления необходимой документации: статья 286 – превышение.

Но можно ли классифицировать его действия по данной норме, с учётом того, что эксперт обладает правом выдавать заключения, т.е. это входит в его полномочия? Правоприменитель отталкивается в конкретной ситуации от отсутствия корыстного интереса эксперта, но ведь виновный действовал согласно своим обязанностям, скорее злоупотребляя ими, выдавая заключения без должного правового оформления.

При применении наказания за мошенничество, выделяют следующие признаки правонарушения:
  1. Лицо заведует гос. имуществом в силу своего положения.
  2. Полномочия данного лица предусматривают возможность распоряжаться собственностью при помощи/через других лиц.
  3. Кража совершена обманным путём с использованием своих должностных правомочий.

Помимо указанных статей, законодателем предусмотрено выделение признака хищения с использованием своей должности в статьях за мошенничество, растрату и присвоение.

Растрата или присвоение с использованием служебного положения имеют схожие признаки:

  1. Правомочия использованы для реализации акта похищения.
  2. Лицо заведует имуществом, материально ответственно за расход.
  3. По своей службе лицо имеет функции по использованию государственного имущества.

 Признаком, квалифицирующим вышеперечисленные правонарушения, является наличие и использование служебных функций. Это приводит к тому, что преступления приобретают дополнительный объект – интересы государства, организации, которые злоумышленник нарушает своими действиями.

Соответственно, правовой подход к формированию данной нормы должен учитывать специфику преступлений такого рода.

При изучении особенностей данного вида правонарушений,совершённых лицами, занимающими определённое служебное положение, возникает сужение понятия субъекта правонарушения и сужение определения способа мошенничества, так как налагаются дополнительные признаки.А именно: наличие служебного положения и доказательства использования должностных функций при реализации преступления.

В мире исследователей-правоведов на тему похищения с использованием служебного положения сложились две точки зрения касательно формулировки «хищения» в Уголовном кодексе:

  • поддержка отказа законодателя от восприятия и понимания хищения со злоупотреблением рабочих правомочий как от самостоятельной разновидности хищения. Главный аргумент сторонников данной позиции – суть такого правонарушения, как похищение, мошенничество или растрата, остаётся все той же, без привязки к использованию лицом служебных функций;
  • отрицание данной трактовки: использование должностного положения особо характеризует правонарушение.Не ставит его на одну доску с кражей или растратой – содержание методов хищения затрагивает вопросы, связанные с наличием должностных функций (обман подчинённых, кража имущества, находящегося в ведении преступника, наличие возможности отдавать распоряжения людям, несущим материальную ответственность за ресурс).

Отсутствие точных формулировок и единого мнения на этот предмет, разделило правоведов на три лагеря, дискутирующих по поводу субъекта правонарушения в данном случае.

Три точки зрения правоведов на понимание понятия субъекта, совершающего преступления с использованием должностных функций:

  1. Чаще всего судебная практика придерживается определения, под которое попадают как граждане, реализующие функционал представителей власти, работающие в государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях, институтах, так и лица, занимающиеся управлением в коммерческих организациях, не связанных с государством.
  2. Субъектами считаются лица, обладающие управленческим функционалом в коммерческих организациях.
  3. По третьей точке зрения, помимо вышеперечисленных типов должностных лиц, под определение попадают обыкновенные служащие (независимо от того работают они на государство или коммерческую организацию) без управленческого функционала.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/hishenie-gos-imushestva

Присвоение чужого имущества: статья УК РФ, меры наказания, растрата, вверенное имущество, привлечение к ответственности

Незаконное присвоение государственного имущества карается законом

Нередко преступники хотят получить чужое имущество для того, чтобы улучшить своё материальное и финансовое положение. Одним из таких способов является присвоение.

На любое имущество, которое существует на территории того или иного государства, распространяется право собственности. Такое право может принадлежать государству, частным лицам, компаниям. Кроме того, может быть право собственности коллективного и индивидуального характера.

Каждый из таких вариантов подразумевает владение тем или иным имуществом тем участником правоотношений, на кого право собственности оформлено. Одним из вариантов нарушения такого права является присвоение чужого имущества.

Какая ответственность грозит за совершение такого преступления, а также каков механизм привлечения к ответственности за него?

Что такое присвоение и в чем оно заключается?

Как уже говорилось выше, на любое существующее в том или ином государстве имущество обязательно распространяется право собственности. Однако в некоторых случаях такое право может быть нарушено. Одним из способов является присвоение имущества.

Как правило, под присвоением имущества и денежных средств понимаются незаконные действия лица, которому такое имущество или денежные средства не принадлежат.

Осуществляться такое присвоение может несколькими способами:

  • путем захвата имущества и последующего незаконного оформления на него права собственности. В таком случае происходит нарушение права собственности на денежные средства или имущество, движимое и недвижимое, потерпевшего, которое осуществляется открытым способом. В настоящее время такой тип присвоения может быть наказан не только по статье 160, но и по статье 163 («Вымогательство») Уголовного Кодекса Российской Федерации. Квалификация по последней статье может быть осуществлена в том случае, если при совершении открытого захвата в адрес потерпевшего или членов его семьи выдвигались обоснованные угрозы, которых следовало опасаться. Если же речь идет о простом захвате чужого имущества с последующим оформлением права собственности на него, то данное преступление подпадает под действие положений статьи 160 («Присвоение и растрата») УК РФ;
  • путем хищения имущества или денежных средств. Такой вариант присвоения характерен, в первую очередь, именно для денежных средств. Однако с его помощью может быть организовано и хищение ценных бумаг, а также результатов интеллектуального труда. Такой вид присвоения имущества и денежных средств будет наказываться в соответствии с положениями статьи 160 Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  • присвоение путем удержания имущества. Такое присвоение чаще всего относится к движимому имуществу, которое было передано его владельцем на хранение другому лицу. Чаще всего такой вид присвоения выражается в том, что переданное на хранение имущество не возвращается его пользователю под каким-то предлогом, например, по причине того, что собственник не заплатил за такое хранение (если не был заключен соответствующий договор). Такое присвоение также будет наказываться в соответствии с положениями статьи 160 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

За каждый из перечисленных типов присвоения чужого имущества, а также существующих денежных средств, суд назначает наказание в соответствии с теми статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации, по которым данное преступление было квалифицировано.

Меры ответственности

Меры, которые будут назначены в качестве наказания за совершенное преступление, назначаются судом на основании целой совокупности факторов, отраженных в представленных материалах уголовного дела. Так, к таким факторам относятся:

  • тяжесть совершенного преступления (наличие нанесенного вреда здоровью различной степени тяжести потерпевшим, объем причиненного им материального ущерба, количество потерпевших);
  • наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств (например, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или добровольный отказ от совершения преступления, то есть отказ от преступных намерений до момента завершения самого преступного деяния);
  • наличие сотрудничества со следствием во время проведения расследования возбужденного уголовного дела, а также раскаяния в случившемся и попытки примирения с потерпевшими до вынесения судебного приговора и т.д.

Итогом анализа таких факторов становится конкретный вид наказания, который может быть назначен:

  • штраф с максимальным размером до одного миллиона рублей (может быть назначен в виде самостоятельного наказания, а также в виде дополнительного, присоединяемого к другим видам наказания);
  • обязательные работы с максимальным количеством часов, которое не будет превышать триста шестьдесят часов;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания не более пяти лет;
  • арест на срок не более четырех месяцев;
  • исправительные работы с максимальным сроком наказания не более одного года;
  • лишение свободы с максимальным сроком не более пятнадцати лет (к такому наказанию может быть назначен также штраф в размере, не превышающем одного миллиона рублей).

Привлечение к ответственности

Привлечение к ответственности за совершение такого преступления осуществляется на основании заявления от потерпевшего, которое подается в органы полиции по месту проживания потерпевшего, либо в территориальное подразделение следственного комитета. Подать заявление можно в письменном виде либо в виде устного обращения.

В последнем случае оно должно быть записано тем должностным лицом, которое принимает заявление, в специальный протокол.

При подаче заявления необходимо указать все обстоятельства, которые позволяют судить потерпевшему о том, что в отношении его имущества или денежных средств совершено хищение, а также указать все имеющиеся доказательства такого преступления.

Присвоение чужого имущества или денежных средств – это преступление, направленное на неправомерное получение права собственности на имущество физического или юридического лица, нередко с оформлением такого права на преступника. Присвоение может осуществляться несколькими способами, каждый из которых связан именно с неправомерным завладением имуществом или деньгами жертвы преступления.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-sobstvennosti/moshennichestvo/prisvoenie-chuzhogo-imushhestva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.